Охарактеризуйте Средневековье как исторические и культурные времена
Тысячелетия, которые отделяет Давний мир от Нового времени, в истории человеческой цивилизации называют “Средними возрастами”. Понятие “средние возрасты” ввели в обиход итальянские гуманисты ХV и ХVI ст., считая Средневековье временами глубокого упадка европейской культуры. Но Средние возрасты – важный этап развития цивилизации.
Два важнейшие процессы стали решающими факторами большинства событий, которые характеризуют пор Средневековья. Первый процесс – большое переселение народов. Второй – возникновение и распространение
В своем развитии средневековое феодальное общество прошло несколько этапов. Раннее Средневековье ( V-ХІ ст.) – время, когда в Европе почти не было городов, население сосредоточивалось в сельской местности, ремесленничество было тесно связано с сельским хозяйством. Феодал не только владел своими землями, но и правил ими как государь, стремясь не подчиняться королю.
В ХІ – ХІІ ст. формировалась сложная структура средневекового общества, где каждый слой населения должен была занять свое четко определенное в этой структуре место: на вершине – король, потом феодалы, внизу
Все это оказывало содействие развитию городской культуры. Позднее Средневековье (ХV – начало ХVІІ ст.) характеризуется развитием промышленности, новыми географическими открытиями, изменениями в политической и духовной жизни, благодаря которым стал возможным расцвет искусства и литературы в пор Возрождения.
Важнейшую роль в формировании духовной культуры Средневековья сыграла религия – основа мировоззрения средневекового человека. Именно тогда возникли и распространились мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Важная роль религии в духовной жизни человека обусловила высокий авторитет священных книг – Библии, Корану.
Священные книги формировали новые принципы морали, этические нормы и стали казной тем, сюжетов и образов для художественных произведений.
Литературный процесс в средние возрасты оказался на новом этапе своего развития. Новые европейские литературы, как в свое время античная, прошли путь от дописьменного этапа развития к созданию богатой книжной культуры, разнообразной по видам жанрами. В Европе среди других сформировалась культура и литература Киевской Движении.
Высокого уровня достигли в средние возрасты литературы Востока – индийская, китайская, японская, арабская. В каждой национальной литературе Средневековья образовались два направления: клерикальный, т. е. связанный с церковью, религией, и светский, в котором отображались жизненные интересы, проблемы разных социальных слоев: от придворной верхушки к городским низам. Клерикальная литература создавалась языками, которые уже пришли в упадок, но еще существовали как языка церкви, науки.
В странах Западной Европы таким языком постоянная латынь, поскольку большинство народов Запада испытали влияние римской культуры. В странах Восточной и Южной Европы распространился старославянский язык, которым был осуществлен первый перевод Библии на славянские языки. В странах Востока, где священными книгами считались Веды, приобрела распространение язык этой литературной памятки – санскрит.
Латынь, санскрит, старославянский язык сыграли очень важную роль в становлении национальных культур: они обеспечивали обмен культурными достижениями разных народов. Арабский язык на время распространения ислама существовала во многих диалектах.
Для понимания средневекового искусства, и литературы в частности, очень важно учитывать особенности мировоззрения человека того времени. Земная жизнь воспринималась как путь к вечному “небесной жизни”, “высокий дух” человека противопоставлялся ее “греховной плоти”. Поэтому человек в средневековой литературе изображается довольно схематично, но утверждаются идеалы добра, милосердие, верности.
И в европейских, и в восточных литературах существовал героический эпос. Реальные исторические события в этих произведениях, как правило, объединяются с художественной выдумкой. В средние возрасты представления о героизме и героической личности испытали важных изменений.
Герои давней литературы велели свою родословную от богов: Геракл – сын Зевса, Ахилл – сын богини Фетиды. Герои средневекового эпоса – знаменитые рыцари, которые защищают родину и свою веру. Известнейший героический эпос французского народа – “Песня о Роланде”, немецкого – “Песня о Нибелунгов”, испанского – “Песня о моем Сида”.
Возникала рыцарская литература, типичными жанрами которой были лирика и рыцарский роман. Хотя названия жанров европейской рыцарской поэзии (канцона, сирвента, альба) не похожие на названия жанров восточной поэзии ( кассыда, газель), им присущие общие черты.
Светское направление средневековой литературы Востока и Западу представленный и произведениями, которые возникли в демократических кругах. В результате развития ремесленничества и торговли происходил расцвет городов, где создавались условия для формирования культуры нового типа – городской культуры и литературы. Ее популярными жанрами были: в Франции – фабльо, в Германии – шванки, в восточных странах – маками.
Вывод. Хотя в Средневековье развитие каждой национальной литературы происходило своим особым путем, мировой литературный процесс сутки характеризуется определенным единством. В литературах разных народов отобразилась эволюция представлений о миру, в решении проблемы добра и злая, в поисках ответа на вопрос о назначении человека.
Опорные понятия: жанровое разнообразие, героический эпос, рыцарская литература, городская культура, литература религиозная и светская.