Ответы на вопросы – Салтыков-Щедрин
М.Е. Салтыков-Щедрин вошел в русскую литературу не только как писатель-сатирик, но и как автор эстетико-теоретических работ. Какие из этих работ наиболее значимы, чему они посвящены?
Как эстетические взгляды писателя отразились в его собственном творчестве?
В довольно обширном эстетико-теоретическом наследии писателя важное место занимают статьи, посвященные роли литературы в нравственно-эстетическом воспитании, положению писателя в обществе. К деятелям литературы Щедрин предъявлял самые высокие требования. В 1868 г. была написана
Салтыков-Щедрин не только постоянно выступал со статьями о тяжелом положении писателей, но и оказывал помощь нуждающимся литераторам. В Петербурге в 1859 г. был создан специальный Литературный фонд (Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым). Инициатором его создания стал А.В.
Дружинин. В письме к нему от 27 октября 1859 г. Салтыков писал: “Не только одобряю цель Общества Литературного фонда и желаю в нем участвовать, но и приношу Вам искреннюю благодарность за то, что вспомнили обо мне”. Образы
К таким литераторам прежде всего стоит отнести Крамольникова из сказки- элегии “Приключение с Крамольниковым”, написанной в 1886 г. Описанное в сказке в определенной степени автобиографично: здесь сказались настроения самого писателя в связи с закрытием “Отечественных записок”. О трагической судьбе писателя Пимена Коршунова размышляет Салтыков и в рассказе “Похороны” (1878). Сам писатель достаточно высоко ценил свой рассказ и однажды в разговоре с Н.К.
Михайловским сказал: “…”Похороны” лучше всего, я их вчера пересматривал: право, хорошо”.
Можно ли говорить об автобиографических мотивах в творчестве сатирика?
Вот какое примечание сделал М.Е. Салтыков-Щедрин к “Пошехонской старине” (1889): “Прошу не смешивать мою личность с личностью Никифора Затрапезного, от имени которого ведется рассказ. Автобиографического элемента в моем настоящем труде очень мало; он представляет собой просто-напросто свод жизненных наблюдений, где чужое перемешано со своим, а в то же время дано место и вымыслу”.
Тем не менее в “Пошехонской старине”, а также в “Господах Головлевых” воспроизведено немало подлинных фактов из детства великого русского сатирика. Имение Малиновец, где проходило детство Затрапезного, – это село Спас- Угол Калязинского уезда Тверской губернии, в котором Салтыков родился. В лице как Анны Павловны Затрапезной, так и Арины Петровны Головлевой выведена мать автора, Ольга Михайловна, натура властолюбивая, черствая и алчная; вся ее энергия уходила на сколачивание богатства.
Кличка “Иудушка” издавна была прозвищем старшего брата писателя, Дмитрия, который постоянно вел интриги против всех и каждого. “Степка-балбес” в обеих книгах – другой брат. Родные Салтыкова считали, что под видом семей Головлевых и Затрапезных изображена их семья. Но замысел сатирика был гораздо шире: дать обобщенную картину крепостнического быта, экономического и морального распада типичной дворянской семьи в первой половине прошлого века.