Ответы на вопросы – Горький
Известно, что М. Горький был очень музыкален. Каковы истоки музыкальности писателя, какую музыку он любил, с кем из композиторов, музыкантов был знаком?
А.М. Горький в детские и отроческие годы познакомился с народной и бытовой песней, романсами в доме Кашириных, на улицах, в трактирах Н. Новгорода. Из писем писателя и воспоминаний современников известно, что двоюродные братья Горького, дядя Яков Каширин были музыкально одаренными людьми. Будущий писатель слушал песни и романсы, исполняемые ими под гитару, с увлечением пел сам.
Его любимыми
Бабушка писателя А.И. Каширина знала много песен, и через нее юный Пешков познакомился с народной песней разных жанров.
В юношеские годы Горький, странствуя по Руси, всегда интересовался народными песнями, записывал их тексты. В Казани он слышал студенческие песни, в период странствий по Руси знакомился с цыганскими, молдавскими, украинскими, татарскими, русскими, румынскими, персидскими, кавказскими песнями. Он встречался со многими певцами, сказителями, вопленицами и музыкантами.
Сам был в юности певцом и
В Н. Новгороде и Самаре (1889-1896) Горький знакомится с классической музыкой. Слушает произведения Баха, Бетховена, Гуно, Вагнера, Глинки, Чайковского и др. В 90-е гг. с ростом популярности Горького расширяются его связи с писателями, музыкантами, деятелями театра. Он близко сходится с Шаляпиным, встречается со Стасовым, композиторами Рахманиновым, Танеевым, Спендиаровым и другими музыкантами, общается с актерами МХАТа.
В доме В.В. Стасова он слушал произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова и др. Встречался с музыкантами у Л.Н.
Толстого, А.А. Спендиарова.
Высоко ценил М. Горький музыку норвежского композитора Э. Грига. Известный пианист Н.Е. Буренин, сопровождавший писателя в Америку, вспоминает: “В течение трех месяцев Горький неизменно слушает его и неоднократно просил повторять одно и то же произведение”. Горький любил сюиту “Пер
Гюнт”, “Лирические пьесы”, “Колыбельную”, “Ноктюрн”, пьесу “Одинокий”, “Норвежские танцы и мелодии”, “Траурный марш” и др. В Италии, на Капри (1907-1913), Горький живо интересовался народной итальянской музыкой. Он наблюдал народные пляски и обряды с пением и музыкой, слушал произведения Бетховена, Сен- Санса, Грига, Даргомыжского, Мусоргского, Глазунова и других композиторов.
Из воспоминаний современников известно, что на Капри у писателя был Ф.И. Шаляпин. Певец исполнял “Ноченьку”, “Солнце красное”, “Как король шел на войну”, романс Римского-Корсакова “Редеет облаков летучая гряда”, произведения иностранных композиторов.
Интересны воспоминания дочери Ф.И. Шаляпина: “…поистине необычна и великолепна была дружба этих великих русских людей – глашатаев народной силы и красоты.
Дружба эта взаимно обогащала их, и Федор Иванович считал Горького самым близким и дорогим ему человеком, бесконечно верил ему.
…Особенно ценил Федор Иванович личный подарок Горького – полное собрание сочинений писателя, где на странице первого тома была следующая надпись: “Милый человек Федор Иванович! Нам с тобой нужно быть товарищами, мы люди одной судьбы. Будем же любить друг друга и напоминать друг другу о прошлом нашем, о тех людях, что остались внизу и сзади нас, тогда как мы с тобой ушли вперед и в гору. И будем работать для родного русского искусства, для славного нашего народа.
Мы – его ростки, от него вышли и – ему все наше! Вперед, дружище! Вперед, товарищ, рука об руку! М. Горький”
Ознакомившись с жизнеописанием немецкого композитора Бетховена Р. Роллана, Горький писал ему: “Книга о Бетховене предназначается для подрастающей молодежи (13-18 лет). Это должна быть беспристрастная и интересная повесть жизни гения, эволюция его души, главнейших событий его жизни, преодоленных им страданий и достигнутой славы”.
Портретная галерея, посвященная Горькому, охватывает свыше 200 живописных, скульптурных и графических произведений, созданных при жизни писателя. Многие из них написаны с натуры.
Назовите наиболее известных художников и скульпторов, создавших портреты А.М. Горького.
Художники: Андреев Н.А. (1873-1932), Богородский Ф.С. (1895-1959), Бродский И.И. (1884-1939), Верейский Г.С. (1886- 1962), Григорьев Б.Д. (1886-1939), Иогансон Б.В., Корин П.Д., Кукрыниксы, Нестеров М.В. (1862-1942), Репин, И.Е. (1841- 1930), Серов В.А. (1865-1911) и др. Скульпторы: Гинцбург И.Я., Коненков С.Т., Томский Н.В.
Кисти П.Д. Корина принадлежит один из лучших портретов М. Горького, где писатель изображен в рост на фоне Неаполитанского залива. Художник начал писать портрет в Сорренто, а заканчивал в доме Горького на Малой Никитской, так как в своей небольшой мастерской поместить его не мог.
О портрете художник писал: “…на прогулках я увидел Горького. Он шел,
опираясь на палку, сутулясь, его угловатые плечи высоко поднимались, над высоким лбом дыбились седые волосы.
Он шел, глубоко задумавшись. Меня потом обвинили, что я написал портрет не нашего Горького, что он одинокий, суровый. Но я его увидел таким, увидел его высокую угловатую фигуру, шедшую в глубокой задумчивости на фоне Неаполитанского залива”.
А. Финогенов пишет о портрете: “…художник… (П.Д. Корин), что жил в доме Горького, тихий, задумчивый, ко всему присматривающийся – нарисовал портрет Горького. Стоит во весь рост большой, старый человек, прошедший горы и перепутья жизни, смотрит вперед и думает о своем.
Художник подчеркнул прожитые годы резкими складками морщин на щеках и шее, широкие горьковские плечи чуть горбятся от тяжести пронесенных лет, нависшие брови и непослушная прядь седых волос на правом виске и старческие, скрывающие губы усы, – да, стар человек!
А потом – посмотреть на глаза. Ясные, пристальные, далеко видят и видят новые дороги, по которым надо идти, по которым уже идет жизнь, а с нею вместе, в головной колонне ее – молодой Горький! И морщины его, и седина волос, и подчеркнутая художником усталость тела молодят по-особому взгляд, придают ему особую крепость и силу, э-э, да этот старик моложе многих из нас…
Горький шагает твердой поступью знающего свои силы и длину пути человека.
И шагом своим, ровным, крепким, четким шагом, без одышки и забегания, он берет одну за другой высоты, сколько таких высот он уже прошел – на заднем плане портрета, в тумане большой перспективы видны пройденные им расстояния, а он шагает, опершись на суковатую свою палку, иногда остановится, осмотрится вокруг, подытожит пройденное – в такой момент его и застал художник, нарисовавший портрет, – опять в путь, в ногу с миллионами, строящими ту самую жизнь, за которую ратовал он все свои годы”.
На Капри Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939) работал над портретом Горького, о своем портрете он писал жене: “Вещь такая, что все ахают, а он сам в восторге… Сходство полное, но есть еще такое, что и его и всех поражает. Изобразил я так: он идет полем, вдали крыши, церквушка, а за ним – толпа его героев…
Он отмахивается… правой рукой, подняв ее высоко, ладошкой к зрителю, другая рука его с миром говорит, почти до колен взят в натуральную величину. На лице столько всего, что мне тут говорят, что “только я один и мог понять Горького”, что “это лучший его портрет”. Я сам вижу, что это и лучшая моя вещь…”
В другом письме художник писал: “Сегодня у меня великий праздник. Я подписал Горького – и закончил вещь, о которой мечтал семь лет. Вещь поразительная – это все в один голос говорят. Сам Горький говорит, что он “впервые чувствует себя на портрете, что это вещь лучше всех других, с него сделанных!””