Ответы на вопросы – Блок

Что известно о родословной А. Блока, кем были его ро­дители?

Один из предков А.А. Блока со стороны отца, родом из Мекленбурга, был врачом царя Алексея Михайловича. Прапрадед, лейбхирург Иван Блок, получил русское дворянство.

Отец, Александр Львович (1852-1909), окончил Петербургский уни­верситет, был автором трудов по государственному праву, про­фессором Варшавского университета. Многие годы он отдал безуспешным попыткам создать новую “классификацию наук”. “Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно не­обычна и мрачна”,

– писал Блок в автобиографии. Родители будущего поэта расстались вскоре после его рождения. В неза­конченной поэме “Возмездие” (начата в 1910 г.) Блок описывает смену поколений в дворянской семье, используя материал соб­ственной родословной в контексте русской общественной жиз­ни.

Прототипы героев поэмы легко узнаваемы: помимо отца, это “дед” – известный ботаник, ректор Петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов, его “меньшая дочь” – мать поэта, Александра Андреевна Кублицкая-Пиоттух (с 1882 г., когда она вторично вышла замуж), – детская писательница, переводчик. “Сын”

– сам поэт.

Что можно сказать о самых интересных блоковских ме­стах России?

Блоковские места в Петербурге – не только квартира-музей на Офицерской улице, 57 (открытый в 1980 г.). Это “ректорский дом” на Университетской набережной, 9, где прошло детство по­эта, и университет, где он учился на юридическом (1898-1901) и историко-филологическом (1901-1906) факультетах, дом № 3 на Лахтинской, где была написана “Незнакомка”, и Большой зал Консерватории, где поэту явилась Кармен. По его стихам знакомы нам “громады, Уснувшие в ночной глуши” и “улицы глухие”, “ле­дяная рябь канала” и “незаметные белые ночи”, “за глухим забо­ром ипподром” и Пушкинский дом (Институт русской литературы Академии наук), которому Блок тихо кланяется “С белой площади Сената”.

Шахматово (Клинский уезд Московской губернии) – Музей-заповедник А.А. Блока. В Шахматове устраиваются еже­годные Блоковские праздники.

Издается научный альманах “Шахматовский вестник”.

Какие известны портреты А. Блока кисти известных ху­дожников и графиков?

Первый по времени “профессиональный” портрет Блока был выполнен в 1906 г. Татьяной Николаевной Гиппиус, художницей, сестрой З.Н. Гиппиус, доброй знакомой Блока. Этот портрет высо­ко оценивала А.А.

Кублицкая-Пиоттух, мать поэта.

В 1907 г. московский модернистский журнал “Золотое руно” заказал наиболее известным художникам круга “Мира искусств” – портреты ведущих писателей эпохи. Константину Андреевичу

Сомову (1869-1939) был заказан портрет Блока, считающимся одним из самых значительных прижизненных изображений по­эта. Портрет поразительно отличается от фотографий поэта того же 1907 г.: Блок-“Парцифаль”, Блок-“царевич” вытеснен образом человека, стоящего на пороге “страшного мира”, готового к нис­хождению “тропой подземной ночи” в адские сферы…

В1918-1921 гг. известной художницей Елизаветой Кругликовой были выполнены три “силуэтных” портрета Блока. В августе 1921 г. Юрием Павловичем Анненковым выполнен блестящий и страшный графический портрет “Александр Блок на смертном одре”.

Сохранились также шаржи и эскизы, беглые портрет­ные зарисовки поэта, сделанные в 1907-1910 гг. А.Н. Бенуа, М.В. Добужинским, Н.В.

Ремизовым.

Кто из художников и графиков иллюстрировал книги стихов А. Блока?

Полиграфическое оформление первой книги Блока (Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф, 1905) выполне­но В.В. Владимировым, вторая книга стихов (Нечаянная Радость. М.: Скорпион, 1907) была оформлена В.Д.

Милиоти. Художником книги “Снежная Маска” (СПб.: Оры. 1907) стал один из ведущих художников, Лев Самойлович Бакст (1866-1924), выполнивший для этого издания замечательный фронтиспис “Снежная Маска”.

Тогда же Бакстом была написана акварель “Незнакомка”.

В 1908 г. К.А. Сомов нарисовал изящную обложку для книги Блока “Лирические драмы” (СПб.: Шиповник, 1908). Сомовская графическая арлекинада с театральным амуром и театральным дьяволом, дамами в черных полумасках, пестрыми лоскутьями марионетки, смертью, увенчанной лаврами, – очень нравилась автору. “Обложка Сомова к драмам восхитительна и пестра (крас­ная, желтая и черная)”, – писал Блок матери.

В том же 1908 г. известный график Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) подготовил обложку сборника “Земля в снегу” (М.: Золотое руно, 1908) и обложку отдельного издания трагедии австрийского поэта Ф. Грильпарцера “Праматерь”, переведенной на русский язык Блоком.

Полиграфическое оформление первой публикации цикла “На поле Куликовом” (альманах “Шиповник” 1909. Кн. X) вы­полнил известный книжный график Георгий Иванович Нарбут (1886-1920). Позже он же был художником книги Блока “Стихи о России” (Пг.: Отечество, 1915), воспринятой современниками как одно из вершинных достижений русской лирики начала XX в.

В 1910 г. редакция журнала “Аполлон” заказывает Николаю Константиновичу Рериху (1874-1947) иллюстрацию к циклу “Итальянские стихи”. Графическая работа “Город на холме”, вы­полненная Рерихом, была подарена художником Блоку и висела в кабинете поэта. По приглашению художника Блок начал бывать у него.

Значительно позже Рерих написал об этих встречах (см. Рерих Н.К. Блок и Врубель // Рерих Н.К. Избранное.

М., 1979).

В 1900-1910 гг. один из лучших художников объедине­ния “Мир искусства”, Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957), создает цикл “петербургских зарисовок”. Некоторые из них прямо связаны с воздействием лирики Блока: “Ночь в Петербурге” – “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (1910-е гг.), более ранний зловеще-символический “Дьявол” (1907), видимо, связан о образом “города-дьявола” в статье Блока “Безвременье” (1906). Сам М.В.

Добужинский отмечал: “Блок жил одно вре­мя по соседству со мною, на углу Офицерской и речки Пряжки. Из окон его был тот же самый вид, что я часто рисовал из моей квар­тиры, далекие эллинги Балтийского завода и его железные краны, корабельные мачты и маленький кусочек моря. Впереди узенькая речка описывала дугу…

Я встречался с Блоком за пятнадцать лет нашего знакомства реже, чем мог бы. Но я не искал близости. У меня в душе к нему было не только большое поклонение, но и род душевной влюбленности, и мне казалось нужным некое от­даление…”

В 1914 г. над эскизами обложек трех томов лирики и тома пьес Блока для несостоявшегося издания собрания сочинений по­эта в издательстве “Сирин” работал Сергей Васильевич Чехонин (1878-1936).

Лучшие, быть может, иллюстрации к стихам Блока принадле­жат Юрию Павловичу Анненкову (1889-1974). Он иллюстрировал поэму “Двенадцать” для издательства “Алконост” в 1918 г. Самуил Миронович Алянский, издатель, ставший при помощи Блока вла­дельцем издательства “Алконост”, очень близкого поэту в 1918- 1921 гг., просил Анненкова, начинающего графика, своего товари­ща по гимназии, стать иллюстратором “Двенадцати”, – и в этом была, вероятно, “рука судьбы”.

В 1920 г. в Париже вышли три издания поэмы “Двенадцать” с иллюстрациями Натальи Сергеевны Гончаровой (1881-1962) и Михаила Федоровича Ларионова (1881-1964).

К сожалению, чисто “живописным” осталось оформление, предложенное М.В. Добужинским для спектакля Московского Художественного театра по драме Блока “Роза и Крест”. Решение о постановке пьесы Блока в МХТ было принято осенью 1915 г. Добужинскому было предложено выполнить основную часть де­кораций и эскизы костюмов. “Чем больше участия в деле при­мет Мстислав Валерианович, тем приятнее будет”, – откликнулся на это решение В.И.

Немировича-Данченко Блок (весной 1916 г. стать художником спектакля “Роза и Крест” хотел и Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), однако театр предпочел Добужинского).

В 1916-1917 гг. Добужинский создал обширный цикл эски­зов декораций и костюмов, а также – две иллюстрации к драме (“Бертран у окна Изоры”, “Майский праздник”). Сохранились подробные списки источников по истории европейского средневе­ковья, использованных Добужинским в ходе работы.

Часть из этих источников была предоставлена художнику Блоком.

Какие известны оперные либретто, созданные Блоком? Кто из композиторов писал музыку к стихам Блока?

В марте 1912 г. промышленник и меценат Михаил Иванович Терещенко предложил Блоку написать сценарий балета “из жиз­ни провансальских трубадуров”. Музыку к этому балету должен был написать Александр Константинович Глазунов (1865-1936). Этот замысел сразу же увлек Блока, однако по мере работы его над замыслом сценарий балета перерос в либретто оперы, а либрет­то – в драму “Роза и Крест”.

В 1922 г. композитор-модернист Артур Сергеевич Лурье начал работать над партитурой балета “Снежная Маска”. Либретто Лурье предложил написать Анне Андреевне Ахматовой. Первые наброски либретто, прочитанные автором зимой 1922 г. К.И.

Чуковскому, были оценены им в дневнике как “дивный, тон­кий комментарий к “Снежной Маске””. Обстоятельства времени, эмиграция А.С. Лурье прервали работу над балетом, замысел остался неосуществленным.

Однако наброски либретто, сделан­ные А.А. Ахматовой, через двадцать лет оказались первым шагом к замыслу “Поэмы без героя”.

Первые романсы на стихи Блока были написаны современ­ником поэта С.Н. Василенко в 1906-1915 гг.: “Болотный попик”, “Сольвейг”, “Девушка пела в церковном хоре…”, “Песня Офелии”, “Свидание” (“Вот он- ряд гробовых ступеней…”)”, “Гадание” (“Одинокий, к тебе прихожу…”), “Зимний ветер играет тернов­ником…”. Этому же композитору Московский Художественный театр предполагал поручить написать музыку к спектаклю “Роза и Крест”.

Ряд романсов С.Н. Василенко на стихи Блока исполня­ла в 1914-1915 гг. Любовь Александровна Дельмас. “Вербочки” Блока были положены на музыку Гречаниновым в 1910 г., Ц.А.

Кюи в 1915 г. и А.Г.М. Глиером. Несколько романсов на стихи Блока (“Балаган”, “Гармоника, гармоника…”, “Я, отрок, зажигаю свечи…”, “Девушка пела в церковном хоре…”) написа­ны в конце 1910-х гг. М.Ф.

Гнесиным. В 1915 г. в известном в на­чале XX в. музыкальном издательстве Юргенсона была издана партитура музыки М.Ф. Гнесина к драме “Роза и Крест”.

Два стихотворения Блока (“В голубой далекой спаленке”, “Зимний ветер играет терновником”) были положены на музыку А.Н. Вертинским. К стихотворению “В голубой далекой спаленке” написал музыку и И.А.

Сац.

В 1919 г. композитор Юрий Александрович Шапорин обратил­ся к Блоку с просьбой “дописать” цикл “На поле Куликовом” для задуманной Шапориным кантаты на стихи Блока. Блок выполнил просьбу композитора, но симфония-кантата “На поле Куликовом” была завершена Шапориным лишь в 1939 г.

В 1921 г. цикл романсов “Шесть стихотворений А. Блока” был написан И.Я. Мясковским – однако Блок, скорее всего, не успел услышать этот цикл.

К лирике и поэмам Блока обращались и русские композиторы следующих поколений. Вокально-инструментальная сюита “Семь стихотворений А. Блока” (1967) написана Д.Д. Шостаковичем.

На стихи Блока написал целый ряд вокальных циклов и от­дельных романсов Г.В. Свиридов (в т.ч. – цикл “Петербургские песни” (1963), “Пять песен о России” (1963), “Опустись, занаве­ска линялая…” (1963), “Петроградское небо мутилось дождем…” (1963), “Голос из хора” (1966-1967), “Свирель запела намо­сту”,, “Имя Пушкинского Дома”, “Рожденные в года глухие..,”).

Н. В. Богословским написана музыка к драме “Незнакомка” (1970), А.Г. Шнитке – музыка к неосуществленному телеспекта­клю “Роза и Крест”. Э.В.

Денисовым положена на музыку часть цикла “Итальянские стихи” (“Итальянские песни”, 1964).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Ответы на вопросы – Блок