Отражения 1812 года в баснях Крылова (Крылов И. А.)

После наполненной беспокойными событиями молодости жизнь Крылова с возвращением в Петербург входит в однообразное и мирное русло. Всю свою энергию Крылов отдает писанию басен и службе в Публичной Библиотеке, куда он поступил с самого ее основания.

Крылов принимал активное участие в литературной жизни тех лет. Он являлся членом литературных и научных обществ, был близко знаком с виднейшими писателями того времени. Особо следует отметить близость Крылова с переводчиком “Илиады” Н.

И. Гнедичем, который в молодые годы примыкал к

прогрессивным кругам дворянской интеллигенции, сочувственно относившейся к идеям декабристов.

Крылов жил по соседству с Гнедичем в здании Публичной библиотеки, где они оба служили.

Крылов сближается с кружком знатока и любителя искусств, впоследствии президента Академии художеств А. Н. Оленина. В доме Олениных собирались известные писатели, художники, ученые. Здесь, помимо Крылова, бывали Шаховской, Озеров, Батюшков, Гнедич, позже – Пушкин и многие другие литераторы того времени. “Сюда обыкновенно привозились все литературные новости: вновь появившиеся стихотворения, известия о театрах, о книгах,

о картинах, – словом, все, что могло питать любопытство людей… движимых любовью к просвещению” 1,- рассказывает об оленинском кружке один из современников.

А. Н. Оленин и собиравшиеся у него посетители горячо интересовались античностью и придавали большое значение возрождению русского национального искусства, обращению к русской истории и созданию национальных произведений на основе классических античных форм и образцов.

В 1808 году Крылов принимает деятельное участие в театральном журнале “Драматический вестник”, издававшемся А. Шаховским.

Либеральные веяния начала царствования Александра I при всей их кратковременности и демагогическом характере дали возможность Крылову вновь вернуться к литературной деятельности. Наряду с баснями он в 1806-1807 годах пишет две комедии – “Модная лавка” и “Урок дочкам” – и комическую оперу “Илья-Богатырь”. Эти драматические произведения, имевшие громкий успех у тогдашних зрителей, проникнуты были горячим патриотическим чувством, стремились возбудить в русском обществе любовь и уважение к своей национальной культуре.

В этих комедиях Крылов достигает большой жизненной правды, метко и весело показывая невежественное провинциальное дворянство, благоговеющее перед всем иноземным и в результате своего легковерия дурачимое и обираемое иностранными проходимцами.

Многие мотивы “Модной лавки” предвосхищали осмеяние “галломании” в “Горе от ума” Грибоедова. В “Модной лавке” и “Уроке дочкам” персонажи приобретают большую жизненность характеров по сравнению с прежними пьесами Крылова. Враг всякой иностранщины, “степной помещик” Сум-буров, его жена – провинциальная модница и поклонница “модных лавок”, служанка Маша наделены живыми чертами, показаны с подлинным юмором.

Комизм положений, выразительная разговорная речь, меткие, остроумные характеристики делают эту комедию неустаревшей до нашего времени.

В “Уроке дочкам” смешные и нелепые претензии завзятых провинциалок – помещичьих дочек Феклы и Лукерьи –изъясняться лишь по-французски и следовать столичной моде осмеяны особенно язвительно. Провинциальных жеманниц дурачит слуга проезншго столичного франта. Продувной расторопный Семен с успехом выдает себя за французского маркиза, и провинциальные модницы остаются от него без ума.

Следует особо отметить характерную черту комедий Крылова – сочувственное изображение им слуг, которые своей сметливостью, естественностью чувств и поступков противопоставлены глупым и спесивым господам.

“Модная лавка” и “Урок дочкам” пользовались большим успехом у современников и не сходили со сцены до сороковых годов XIX века, да и после этого неоднократно шли в театре. Однако подлинную всенародную славу принесли Крылову не комедии, а басни.

В начале 1809 года вышла первая книга басен Крылова. С тех пор Крылов в течение четверти века продолжал свою деятельность баснописца.

В 1811 году Крылов избирается членом “Беседы любителей русского слова”, объединявшей писателей старшего поколения. Это не помешало ему иронически относиться к высокопоставленным участникам “Беседы”, в большинстве своем бездарным поэтам, сторонникам отживших литературных традиций, которых он высмеял в басне “Демьянова уха”. Крылов никогда не замыкался в каком-либо одном, узко-литературном кружке.

В 1812 году Крылов поступил на службу в только что основанную Публичную библиотеку, директором которой был назначен А. Н. Оленин. Там Крылов прослужил около 30 лет, до самой отставки в 1841 году. За время своей длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки.

Отечественная война 1812 года, героический подвиг русского народа, разбившего иноземных захватчиков, вызвали широкий общественный подъем. В обстановке этого подъема складывалось и басенное творчество великого русского баснописца, являвшегося выразителем народных чаяний. События войны 1812 года вдохновили баснописца на создание таких басен, как “Волк на псарне”, “Ворона и Курица”, “Щука и Кот”.

Особенно большую известность получила басня “Волк на псарне”, в которой баснописец выразил патриотические чувства всего народа, его готовность до конца бороться с вторгшимися в страну захватчиками, не идя ни на какие компромиссы, не доверяя коварному врагу.

В басне “Ворона и Курица” Крылов беспощадно высмеивал презренных отщепенцев, тех “ворон”, которые свои корыстные личные интересы ставили выше интересов родины. В “Разделе” осужден эгоизм и равнодушие к общему делу защиты отчизны. “Честные торгаши”, спорящие из-за раздела барышей в то время, когда пожар охватил весь дом, – таковы в изображении баснописца представители господствующих классов, забывшие об опасности, угрожавшей родине. Заботе о личной выгоде Крылов противопоставляет готовность народа дружно встретить общую беду.

Этот патриотический пафос крыловских басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года, особенно близок нам. Во время Великой Отечественной войны советского народа с гитлеровскими захватчиками многие басни Крылова инсценировались и перефразировались применительно к современным событиям. Появился ряд острых политических карикатур на фашистских головорезов, в которых использовались тексты и образы басен Крылова.

Глубокое патриотическое чувство Крылова, проходящее через все его басни, вызывалось безграничной любовью баснописца к народу. Крылов выступал с критикой и обличением всего того наносного, безобразного, ложного, что порождалось несправедливостью и фальшью общественных отношений в эксплуататорском обществе.

В басне “Пчела и Мухи” баснописец дал достойную отповедь аристократическим космополитам, праздным и развязным “мухам”, предпочитающим “чужие край” своей родине. Он противопоставляет им скромных, трудолюбивых “пчел”, честно работающих на благо своего народа.

Кто с пользою отечеству трудится,

Тот с ним легко не разлучится;

А кто полезным быть способности лишен,

Чужая сторона тому всегда приятна…

Основу процветания страны, государственной жизни Крылов видел в народе, в его созидательном труде. Тунеядству и паразитизму крепостнических верхов он противопоставил идеал народа-трудолюбца. В басне “Листы и Корни” баснописец утверждает животворную, незаметную работу “корней”, питающих верхи и дающих возможность существования “листам”, легкомысленно кичащимся своей бесполезной красотой.

Выступая в защиту народа, Крылов, однако, не смог преодолеть боязни революционных потрясений. Такие басни, как “Конь и Всадник”, “Сочинитель и Разбойник”, “Безбожники”, в которых сказались слабые стороны мировоззрения баснописца, далеко уступают всем остальным его произведениям, жизненным, проникнутым народными красками.

Крылов стоял и стороне от непосредственной политической борьбы п революционной деятельности декабристов, Он не пытался ВНОВЬ вернуться к публицистической. журнальной деятельности. Но в своих баснях он неоднократно откликался, хотя и в иносказательной форме, на самые насущные и острые вопросы современности.

Правительственные круги, действуя через официального “покровителя” баснописца и его непосредственного начальника А. Н. Оленина, назойливо, хотя и тщетно, следили, чтобы в баснях Крылова не прозвучали политические, оппозиционные мотивы, вызов насаждаемым правительством порядкам. Такие басни, как “Рыбья пляска” или “Пестрые овцы”, не печатались вовсе или допускались после переделки. О своей невеселой судьбе “Соловья”, находящегося в клетке под надзором “птицелова”, Крылов сам рассказал в басне “Соловьи”. Он с горькой иронией говорит там о соловье, который “отягчал” свою “злую долю” тем, что прославился пением:

А мой бедняжка Соловей, Чем пел приятней и нежней, Тем стерегли его плотней.

Этими полными горькой иронии словами закончил баснописец басню о своей безрадостной судьбе пленника.

Крылов стремился отгородиться от окружавшего его чиновного и светского общества, пренебрегая его условностями к суетностью, мало обращая внимания на мнение окружающих. Именно за эти черты он прослыл “ленивцем” и “чудаком”.

Прикрываясь маской апатичного “чудака”, баснописец в душе посмеивался над своими собеседниками и зорко наблюдал нравы окружающего его общества. “Крылов был вовсе не беззаботный, рассеянный и до ребячества беспечный Лафонтен,- каким слывет он у нас…- писал П. А. Вяземский.- Но во всем и всегда был он, что называется, чрезвычайно умен… Басни и были призванием его, как по врожденному дарованию, …так и по трудной житейской школе, через которую он прошел. Здесь и мог он вполне быть себе на уме, здесь мог он многое говорить, не проговариваясь; мог под личиною зверя касаться вопросов, обстоятельств, личностей, до которых, может быть, нехватило бы духа у него прямо доходить” ].

В 1838 году состоялось торжественное чествование Крылова в ознаменование 50-летия его литературной деятельности.

В своей речи В. Жуковский, приветствуя баснописца, сказал: “Наш праздник, на который собрались здесь немногие, есть праздник национальный; когда бы можно было пригласить на него всю Россию, она приняла бы в нем участие с тем самым чувством, которое всех нас в эту минуту оживляет…” Жуковский охарактеризовал басни Крылова, как “поэтические уроки мудрости”, “которые дойдут до потомства и никогда не потеряют в нем своей силы и свежести: ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народами и их перегнивают”. Народным мудрецом и был Крылов в своих баснях. Таким рисует Крылова И. Тургенев, встретивший баснописца в последние годы его жизни. “Крылова я видел всего один раз – на вечере у одного чиновного, но слабого петербургского литератора, – рассказывает Тургенев. – Он просидел часа три с лишком, неподвижно, между двумя окнами – и хоть бы слово промолвил! На нем был просторный, поношенный фрак, белый шейный платок; сапоги с кисточками облекали его тучные ноги.

Он опирался обеими руками на колени и даже не поворачивал своей колоссальной, тяжелой и величавой головы, только глаза его изредка двигались под нависшими бровями. Нельзя было понять, что он, слушает ли и на ус себе мотает, или просто так сидит и “существует”. Ни сонливости, ни внимания на этом обширном, прямо русском лице,- а только ума палата… да по временам что-то лукавое словно хочет выступить наружу и не может – или не хочет – пробиться сквозь весь этот старческий жир” “.

Этот облик Крылова передан и на великолепном портрете работы К. Брюллова.

Прослужив в Публичной библиотеке около тридцати лет, Крылов вышел в отставку в марте 1841 года, на 72-м году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Последней работой писателя была подготовка к печати в 1843 году полного собрания своих басен.

21 ноября (нового стиля) 1844 года Крылов скончался в возрасте 75 лет.

Источники:

    И. А. Крылов Сочинения в двух томах / Вступительная статья Н. Л. Степанов. – М.: Библиотека “Огоне” издательство “Правда”, 1956. – 475 с.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Отражения 1812 года в баснях Крылова (Крылов И. А.)