Отражение эпохи того времени в романе “Евгений Онегин”

Роман “Евгений Онегин” – реалистическое произведение. А. С. Пушкин изобразил в нем современное ему дворянское общество 20-х годов XIX века, детально показав при этом,, как и чем живут дворяне не только в обеих столицах, но и в провинции. Для петербургского дворянства характерны суетность и мишурность: “везде поспеть немудрено”. День главного героя Евгения Онегина – воплощение суеты: Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. ‘Что?

Приглашены? В самом деле, Три дома на вечер зовут… А затем – сменяющие друг друга развлечения. Онегин живет по часам, не придавая смысла тому, что делает.

День у него начинается после полудня, он встает поздно – это одна из черт жизни аристократов. После обеда Онегин едет в театр, хотя тот и потерял для него очарование, стал чем-то обыденным, надоевшим:

Еще амуры, черти, змеи. На сцене скачут и шумят… А уж Онегин вышел вон; Домой одеться едет он.

Бал начинался в девять или десять часов вечера, но в обычае светских молодых людей было принято приезжать за полночь.

После ночного развлечения Онегин отправлялся спать: Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он. Евгений в рамках того времени был человеком достаточно высокообразованным и хорошо воспитанным, хотя учился и воспитывался дома: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно.

А еще Пушкин отмечает, что Онегин “острижен по последней моде”. В кабинете у героя “янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале”.

В этом столичном обществе превыше всего ставится общественное мнение, которое создает особенный тип поведения: И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир! Основная черта провинциального дворянства – патриархальность, верность старине: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины.

Среди провинциальных развлечений особое место занимает бал, причем новые веяния еще не проникли в глубинку, и поэтому в танцах господствует традиция: Еще мазурка сохранила Первоначальные красы: Припрыжки, каблуки, усы. В провинции женщины читают в основном сентиментальные романы. Круг чтения Татьяны типичен для деревенской барышни: романы Ричардсона и Руссо, сонник Мартына Задеки.

Деревенские жители много едят. Пушкин с удовольствием описывает деревенские разносолы. Еда составляет чуть ли не самую существенную часть деревенской жизни.

Поместные дворяне – одна большая семья. Они любят посудачить друг с другом. Взаимоотношения дворян с крестьянами не являются самостоятельной темой в романе, о них лишь упоминается в связи с характеристикой основных действующих лиц: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зеркалом поместного дворянства может служить семья Лариных.

Пушкин подробно описывает их быт. Мать Ольги и Татьяны в молодости была московской барышней. Потом она вышла замуж за помещика, сначала плакала, а потом привыкла, стала полновластной хозяйкой:

Она езжала по работам Солила на зиму грибы.

В романе изображены также гости Лариных, которые приехали на именины Татьяны: С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздик, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; ” Скотинины, чета седая… Уездный франтик Петушков, Мой брат двоюродный, Буянов, В пуху, в картузе с козырьком (Как вам, конечно, он знаком), И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут. Нетрудно заметить, что у всех гостей “говорящие” фамилии.

И конечно же, все они неисправимые консерваторы. Когда Онегин заменил барщину оброком, они назвали его опаснейшим чудаком и дружбу с ним прекратили. Там же, в деревне, встречались и лучшие представители дворянства. Таковы Ленский и Онегин.

Ленский стал близким другом Евгению. Он увлекался модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни мечтательной романтической поэзией. У Ленского много прекрасных задатков, но ему недостает знания и понимания действительности.

Он воспринимает людей как романтик и мечтатель.

Как и Онегину, Ленскому чуждо общество провинциального дворянства с его узкими интересами, но он идеализирует Ольгу Ларину – обыкновенную девушку, которая легкомысленно относится к любви. Ее образ – это пародия на сентиментальный портрет. Центральный женский образ в романе – образ Татьяны Лариной. Пушкин называет свою героиню “русскою душою”, “ми’лым идеалом”.

В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным и с Ленским. Татьяна поражает своеобразием, самобытностью. Онегин “нелюдим”, живет “анахоретом”, и Таня “в семье своей родной казалась девочкой чужой”. Одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем свете.

Она проста и искренна.

Татьяну воспитывала крепостная няня. Няня Татьяны – подлинный представитель женщин из простого народа. Она рассказывает в романе о судьбе женщины-крестьянки. Жизнь в провинции течет размеренно, однообразно, но в то же время она не лишена определенного практического смысла, а в жизни московского общества “не видно перемен”, “все на старый образец”.

В гостиных можно услышать бессвязный вздор. В дворянском собрании собираются, чтобы показать новый жилет, похвастаться тем и этим. Московская жизнь скучна и пуста.

Все в ней бледно, равнодушно: “Они клевещут даже скучно”. Вообще же Москва представляет собой как бы промежуточное звено между провинцией и Петербургом.

“Евгений Онегин” – в высшей степени оригинальное и национальное русское произведение. Роман Пушкина составил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе.



Отражение эпохи того времени в романе “Евгений Онегин”