Отношение Есенина к революции и социальным идеям, политике большевиков
Какие изменения происходили в отношении поэта к революции и социальным идеям, политике большевиков? Как это отразилось в творчестве?
В первые послереволюционные месяцы поэт был полон энтузиазма, надеялся, что теперь осуществится вековая мечта крестьянина о свободном, радостном патриархальном труде на своей земле. В духе времени богоборческие и богостроительские мотивы ненадолго входят в его стихи 1918 года. Реальное развитие революции обернулось разрушением всех основ национальной жизни.
Все это привело к изменениям политической
В маленьких поэмах “Сорокоуст”, “Исповедь хулигана”, стихотворениях этих лет возникает образ “железного гостя”, символизирующий безжалостное разрушение “милого, родного”, живого мира.
В стихотворении “Мир таинственный, мир мой древний…” Есенин размышляет о судьбах крестьянства. Враг побеждает, крестьянский мир обречен:
Зверь припал… и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки…
Вдруг прыжок… и двуногого недруга
Раздирают на части клыки.
Народная, крестьянская Россия противостояла силам разрушения до конца. В этом стихотворении поэт говорит о своем кровном, смертном единстве с этим миром, единстве в любви и ненависти.
О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даешься ножу.
Как и ты – я, Отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.
Как и ты – я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови Мой последний, смертельный прыжок.
Есенин был человеком цельного душевного переживания. А состояние его души определялось прежде всего восприятием происходящего на родной земле. Лирико-философские миниатюры, стихотворения иной жанрово-стилевой принадлежности приобретают печально-элегическое звучание:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
(“Не жалею, не зову, не плачу…”)
Важный образ этого стихотворения созвучен цен тральному в “Сорокоусте”: “розовый конь” – “красногривый жеребенок”. Судьба родины и состояние души поэта неразделимы. Он пел, “когда был край Moй болен”, мог выразить нездоровые настроения сам.
Но нравственных ориентиров не терял. И это позволяло надеяться на понимание и прощение.
Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной, –
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.
(“Мне осталась одна забава…”)
После возвращения из-за границы в жизни поэта был недолгий период возрождения надежд на окончание социальной бури. Мира, покоя хотелось не только лирическому герою стихотворений Есенина, но всему народу.
Попытки вглядеться в жизнь новой России, осмыслить собственное место в ней отражены в стихотворениях “Возвращение на родину”, “Письмо к женщине”, “Русь советская”. Весьма противоречивые чувства наполняют лирические стихи Есенина 1924-1925 годом.
Он с радостью готов запечатлеть приметы возрождающейся жизни: “Несказанное, синее, нежное… / Тих мой край после бурь, после гроз…” Но крепнет грустная уверенность, что ему места в новой жизни нет.
Одним из лучших по глубине чувства и совершенству его поэтического воплощения стало стихотворение “Отговорила роща золотая…”. Оно написано в традиционной для Есенина манере. Жизнь души лирического героя
слита с миром природы. Шелест увядающих листьев, шум осеннего ветра, крики улетающих птиц лучше слов говорят о состоянии и переживаниях героя. Он не видит утешения в собственном прошлом и настоящем:
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
И только природа родного края по-прежнему дарит успокоение измученному духу, зовет к пониманию, прощению, прощанию:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром обметая,
Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.