Отличительные признаки словосочетания и предложения

Словосочетанием называется объединение двух или нескольких слов знаменательных частей речи, связанных по смыслу подчинительной связью и служащих для более точного наименования предметов, признаков: голубое небо, идти быстро, построить дом. Словосочетания, как и предложения, состоят из слов, но выполняют они разные функции: словосочетание называет, а предложение сообщает, отсюда и второе отличие словосочетания от предложения: словосочетание не обладает, как предложение, законченным смыслом и интонацией.

Словосочетание, как и предложение,

имеет грамматическую структуру. Грамматическим ядром предложения является его грамматическая основа – подлежащее и сказуемое. Характеристика словосочетаний может быть дана по разным признакам.

Словосочетания строятся на основе подчинительной связи, т. е. такой, когда одно слово главное, а другое – зависимое. Словосочетания могут быть с главным словом:

А) существительным (русский язык, поездка в горы );

Б) прилагательным ( довольный оценкой,

В) глаголом (учить уроки),

Г) наречием (очень грустно),

Д) местоимением (кто-то в черном),

Е) числительным (два стула, третий слева).

В словосочетаниях

могут быть выражены такие грамматические значения:

1. Указание на предмет и его признак (стеклянная посуда, посуда из стекла, яйцо всмятку, кофе по-турецки, моя работа, второй год, желание учиться, некоторые ошибки).

2. Указание на действие и предмет, на который переходит это действие (писать роман, читать стихи, встретиться с другом).

3. Указание на действие и его признак (идти молча, учиться хорошо, сыграть вничью, говорить вполголоса, учиться в школе, приехать из деревни).

. Ярким выразительным средством языка художественной литературы является переносное употребление форм времени глагола. В рассказе о событиях прошлого используются формы настоящего времени. Изложение становится выразительным, оживляет прошлое, делает его частью современности.

Это так называемое настоящее историческое. Оно достаточно широко представлено в автобиографических повестях Л. Н. Толстого “Детство. Отрочество. Юность”: Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы.

Он сидит подле столика, на котором стоит кружок с парикмахером, бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу, другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков….

Для того чтобы представить будущее действие так, как будто оно уже совершилось, осуществилось, употребляется прошедшее время: Ну, положим, я сделаю усилие, сделаю это. Или я получу оскорбительный ответ, или согласие. Хорошо, я получила согласие… – Анна в это время была в дальнем конце комнаты и остановилась там, что-то делая с гардиной окна. – Я получу согласие, а сы… сын?

Ведь они мне не отдадут его (Л. Н. Толстой).

Формы будущего времени глаголов несовершенного вида могут употребляться в контексте настоящего: Нужно помнить одно правило: человек тысячу раз будет раскаиваться в том, что говорил много, но никогда – что говорил мало (будет раскаиваться, т. е. всегда раскаивается).

Для подчеркивания намерений говорящего, при желании подчеркнуть близость и несомненность действия в будущем употребляется настоящее время: У меня уже все готово. Завтра я отправляю вещи, и у меня начинается новая жизнь. 5. Важную роль в организации художественного текста играют формы прошедшего времени сов. вида, которые передают смену действий, динамику событий и толкают сюжет произведения к развязке:

Письмо в грязи и крови запеклось,

И человек разорвал его вкось,

Прочел, о френч руки обтер,

Скомкал и бросил на ковер.

(Н. Тихонов)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Отличительные признаки словосочетания и предложения