Отклики современников о Шиллере
Он был высокий ростом и очень худым. Казалось, что его тело не в силах выдержать исполинской работы ума. Лицо его было бледным, осунувшимся, но тихим мечтанием сияли его прекрасные горящие глаза, а высокий и гордый лоб выдавал в нем глубокого мыслителя. Он встретил нас приветливо, вся его фигура привлекала к себе.
Никакой подчеркнутой гордыни или спесивости не было заметно у него, таким искренним и откровенным был он в своих высказываниях, так щедро раскрывал гостю свое прекрасное сердце, что не прошло и полчаса, как мне показалось, что мы
Профессор истории, писатель Йоганн Готфрид Груббер.
Шиллер был высоким ростом. Верхняя часть его лица поражала своей одухотворенностью, хотя его бледность и рыжеватые волосы немного портили общее впечатление. Когда во время разговора его лицо оживлялось, на щеках проступал легкий румянец, в голубых глазах появлялся блеск.
Тогда весь его образ приобретал гармонию.
Друг семьи Генриетта Герц.
Шиллер был величественным в разговоре за чайным столом и так же величественным был бы он, бесспорно, и в государственном совете. Его ничто не сковывало, ничто не останавливало свободного
Это настоящий человек.
Немецкий писатель Й. В. Гете.
Вопросы и задачи для самоконтроля
1. С чем были связаны трудности жизненного и творческого пути Ф. Шиллера?
2. Какие главнейшие вехи его биографии можно выделить?
Какую роль для творческого роста поэта имела его дружба с Гете?
Назовите известнейшие произведения Ф. Шиллера. Почему, по вашему мнению, легендарная личность Вильгельма Телля заинтересовала Ф. Шиллера? Где происходит действие произведения Шиллера? Что лежит в центре конфликта?
Кто из героев воплощает основной конфликт произведения? Крестьяне скольких кантонов поднялись на борьбу против иностранных захватчиков? Каким было социальное положение героев?
Чем известен Телль и Геслер? Пересчитайте хорошие и плохие дела каждого из героев. Какие черты характера они проявляют?
Докажите, что произведение Ф. Шиллера “Вильгельм Телль” является драмой.
Определите составные части драмы “Вильгельм Телль”. Между кем из героев разворачивается основной конфликт? Каким является художественное выражение основного конфликта?
- Отклики литературоведов о “Книге песен” Г. Гейне Песни лились за песнями… Все меньше в них становилось романтического тумана. Если и появлялась старина, то она перекликалась с современностью. А главное – эти песни дышали привлекательностью и непосредственностью жизни. В них были не мертвые, выдуманные голубые цветки, не мистические фантазии, а настоящие цветы на настоящих полях, не сказочные принцессы, которые целуют мертвецов, а живые […]...
- Байронизм. Отклики литературоведов Байронизм был моментальным, но большим, святым и необходимым явлением в жизни европейских стран, а может, в жизни и всего человечества. Он появился в минуты страшной тоски людей, их разочарования и почти отчаяния. После невменяемых экстазов новой веры относительно новых идеалов, провозглашенной в конце прошлого столетия во Франции, в передовых тогда нациях европейского человечества наступило время, […]...
- Вильгельм Телль – характеристика персонажа Произведение: Вильгельм Телль ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ (нем. Wilhelm Tell) – герой драмы Ф. Шиллера “Вильгельм Телль” (1804). При создании образа В. Т. автор использовал швейцарскую сагу об искусном стрелке из лука. С В. Т. связано предание об освобождении швейцарских кантонов от австрийского гнета. К образу В. Т. обращались поэты и драматурги не только в Германии, особенно […]...
- Важность участия человека в борьбе за независимость (по произведению “Вильгельм Телль”) Творчество Ф. Шиллера принадлежит к литературе выдающихся немецких гуманистов XIX столетия. Его творческие поиски выливались в непревзойденные в своей драматичности произведения, так как писатель старался постигнуть не только ход истории, но и участие конкретного человека в событиях, которые происходили. Итак вполне естественно, что Шиллер обратился к теме, которая была важной для осознания роли личности в […]...
- Биография Пушкина. Отклики на смерть Пушкина (Пушкин А. С.) При вести о смерти Пушкина аристократическое общество во главе с царем почти не скрывало своей радости, было на стороне его убийцы. В народе смерть Пушкина переживалась как большое горе. Дочь Карамзина рассказывает: “В течение трех дней, в которые его тело оставалось в доме, множество людей всех возрастов и всякого звания беспрерывно теснились пестрою толпой вокруг […]...
- А. Т. Твардовский в воспоминаниях современников М. В. Исаковский: “Несомненно, глубокое знание истории возникновения многих колхозов Смоленщины, знание жизни колхозников и натолкнуло Твардовского на мысль взяться за поэму “Страна Муравия”. Писать это произведение он начал в тридцать четвертом году, когда ему было двадцать четыре года. И уже с первых глав “Страны Муравии” стало очевидным, с каким талантливым, я бы даже сказал […]...
- Воспоминания современников о Рылееве В конце сентября 1819 года Рылеев, приехавший с женой в усадьбу матери, посещает столицу, где начинает знакомиться с петербургскими литераторами. Вот тогда-то едва не разыгралась трагедия. В конце 1819 года – в самом начале 1820 года происходит мимолетная встреча Рылеева с Пушкиным. Оба были молоды и вспыльчивы. По неизвестной причине между ними возникла ссора, которая […]...
- Урок этики для современников и потомков Произведение за романом Ивана Нечуя-Левицкого “Князь Еремей Вишневецкий” История Украины для Нечуя-Левицкого оставалась непочатым источником раздумий и творческих поисков, он считал позарез необходимым развивать национальное самосознание, был убежденный, что именно художественные произведения на тему исторического прошлого способны вызвать живую заинтересованность широких слоев украинского народа к своему прошлому. Однако, изображая образы исторических лиц, писатель не склонен […]...
- А. А. Блок в воспоминаниях современников АЛ. Ахматова: “И снова я уже после Революции (21 января 1919 г.) встречаю в театральной столовой исхудалого Блока с сумасшедшими глазами, и он говорит мне: “Здесь все встречаются, как на том свете”. А вот мы втроем (Блок, Гумилев и я) обедаем (5 августа 1914 г.) на Царскосельском вокзале в первые дни войны (Гумилев уже в […]...
- Портреты образов современников в творчестве русских писателей Лермонтов Начинает с того же, с чего любил начинать свои портреты Пушкин: рост, сложение. Но для Лермонтова важно не живописное впечатление от Печорина, а те особенности его внешности, которые помогают понять характер, психологию. Сразу – с первого же взгляда – в Печорине угадывается сильный человек, сильный как физически, так и душевно. От роста и сложения […]...
- Публикации современников о романе “Война и мир” Произведение огромного масштаба, глубоко оригинальное по содержанию и форме, “Война и мир” не нашла полной и вполне достойной оценки в критике 60-х годов, несмотря на то что многие газеты и журналы сразу после выхода первых томов и при выходе каждого из последующих откликнулись на его появление. Роман имел огромный успех у читателей и всеми выдающимися […]...
- Б. Л. Пастернак в воспоминаниях современников А. К. Гладков: “Поведение и отдельные неловкие поступки Б Л часто вызывали смех и улыбки. Во время работы Первого съезда писателей в Колонный зал пришла с приветствием делегация метростроевцев. Среди них были девушки в прорезиненных комбинезонах – своей производственной одежде. Одна из них держала на плече тяжелый металлический инструмент. Она встала как раз рядом с […]...
- Так кто же такие “мудрецы” в понимании современников Островского? В эпоху безвременья, реакции, невольной паузы в истории в особенно бедственном и угнетенном положении находится мысль. И если внимательно прочесть комедию Островского, становится вдруг ясно, что именно ненавистью к глупости, безмыслию и сочувствием к угнетенному состоянию всякой сознательной мысли одушевлено сатирическое перо драматурга. “На всякого мудреца довольно простоты” – это “Горе от ума” 60-х годов. […]...
- Роман Льва Толстого “Война и мир” в оценке современников писателя В 1869 году Л. Н. Толстой завершил работу над величайшим романом-эпопеей “Война и мир”. Современники восприняли книгу по-разному: от бурных восторгов до полнейшего неприятия. Многие мнения были необъективны, личностны, чувствовался дилетантский подход. Тут нужен был “равный художник”, который бы высказал настоящую оценку “Войны и мира” голосом “власть имущего”. Именно это и сделал Иван Сергеевич Тургенев […]...
- В. В. Маяковский в воспоминаниях современников Б. Л. Пастернак: “Итак, летом 1914 года в кофейне на Арбате должна была произойти сшибка двух литературных групп. С нашей стороны были я и Бобров. С их стороны предполагались Третьяков и Шершеневич. Но они привели с собой Маяковского. Несколько раньше один будущий слепой его приверженец показал мне какую-то из первинок Маяковского в печати. Тогда этот […]...
- РОМАН Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЙНА И МИР В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННИКОВ ПИСАТЕЛЯ В 1869 году Л. Н. Толстой завершил работу над величайшим романом-эпопеей “Война и мир”. Современники восприняли книгу по-разному: от бурных восторгов до полнейшего неприятия. Многие мнения были необъективны, личностны, чувствовался дилетантский подход. Тут нужен был “равный художник”, который бы высказал настоящую оценку “Войны и мира” голосом “власть имущего”. Именно это и сделал Иван Сергеевич Тургенев […]...
- С. А. Есенин в воспоминаниях современников Ю. П. Анненков: “Моя первая встреча с Есениным, Сергеем Есениным, Сережей, Серегой, Сергуней восходит к тому году и даже к тем дням, когда он впервые появился в Петербурге. Было это, кажется, в 14-м или 15-м году, точную дату я запамятовал. Состоялась эта встреча у Ильи Репина, в его имении Пенаты, в Куоккале, в одну из […]...
- Н. М. Рубцов в воспоминаниях современников А. Н. Жуков: “Однажды зашел в комнату радостный, улыбающийся и сообщил как о большой победе: – Знаешь, меня редакционная машинистка похвалила. Я пожал плечами: – Тебя вроде не первый раз хвалят. И на семинарах, и так, в застольях. Наши ребята, кажется, не чета какой-то машинистке. – Не понимаешь, – огорчился он. – Машинистка старая, лет […]...
- М. Ю. Горький в воспоминаниях современников Е. И. Замятин: “…вопрос о моем рассказе – это уже дело решенное, Горькому он понравился и уже сдан в набор. Но вот построенные мною ледоколы, и техника, и мои лекции по корабельной архитектуре… “Черт возьми! Ей-богу, завидую вам. А я так и помру – по математике неграмотным. Обидно, очень обидно”. Самоучка, за всю свою жизнь […]...
- УЗНАЕМ ЛИ МЫ ГЕРОЕВ Н. В. ГОГОЛЯ СРЕДИ СОВРЕМЕННИКОВ? Несомненно, что у смеха Н. В. Гоголя бы- ли предшественники. Этот смех зародился в комедиях Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах ПушкинА, в комедии ГрибоедовА “Горе от ума”. Над чем же смеялся Гоголь? Объектом его смеха были не монархия, цер- ковь и даже не крепостное право. В первую очередь Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над […]...
- “Звезды прелестные” в поэзии Пушкина и его современников Словосочетание прелестные звезды памятно читателям по 7-й главе “Евгения Онегина”, отрывки из которой увидели свет в 1828 г.: У ночи много звезд прелестных, Красавиц много на Москве. Но ярче всех подруг небесных Луна в воздушной синеве. Но та, которую не смею Тревожить лирою моею, Как величавая луна Средь жен и дев блестит одна. Это место […]...
- МЕСТО И. С. ТУРГЕНЕВА В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УМЫ СОВРЕМЕННИКОВ И. С. Тургенев был характерным пред- ставителем классической русской литера- турной школы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи и играла важную роль в общественной жизни. Писатель по праву гордился своими “Записками охотни- ка”, издание которых способствовало отмене крепостного права. Его социально-психологи- ческие романы оказывали большое влияние на российскую общественную мысль, ибо пи- сатель, по […]...
- И. С. Шмелев в воспоминаниях современников ЮЛ. Кутыриш: “Среднего роста, тонкий, худощавый, большие серые глаза… Эти глаза владеют всем лицом… склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьезные и грустные. Его лицо изборождено глубокими складками-впадинами от созерцания и сострадания… лицо русское, – лицо прошлых веков, пожалуй, — лицо старовера, страдальца. Так и было: дед Ивана Сергеевича Шмелева, государственный крестьянин из Гуслиц, […]...
- А. В. Вампилов в воспоминаниях современников Д. М. Шварц: “Вампилов знал себе цену как писателю-драматургу, но никогда не важничал, избегал разговоров о собственной персоне. Я помню лишь один случай, когда мы заговорили на эту щепетильную для него тему. “Да, меня не ставят, но это пока, – сказал он и, помолчав, добавил, иронично улыбаясь: – Будут ставить, куда они денутся. Замыслов у […]...
- Е. И. Замятин в воспоминаниях современников Ю. П. Анненков: “С Евгением Замятиным, самым большим моим другом, я впервые встретился в Петербурге, в 1917 году. Для меня же Замятин – это прежде всего замятинская улыбка, постоянная, нестираемая. Он улыбался даже в самые тяжелые моменты своей жизни. Приветливость его была неизменной. Счастливый месяц летнего отдыха я провел с ним в 1921 году, в […]...
- М. А. Шолохов в воспоминаниях современников М. М. Шолохов: “Зная большое количество стихов самых разных поэтов и будучи способным приводить по памяти огромные отрывки из прозы, отец часто и очень умело использовал их в разговорах. При этом он любил… неожиданно задавать нам, детям… вопросы, как бы проверяя нашу “грамотность”. Он никогда не дожидался ответа, мог тут же сам назвать процитированного им […]...
- А. Н. Толстой в воспоминаниях современников К. И. Чуковский: “Еще в Петербурге он | А. Толстой ] под влиянием Алексея Михайловича Ремизова стал изучать по книжным материалам русские народные сказки и песни, на основе которых и создал целый цикл стихов, стилизованных под русский фольклор. Эти стихи Толстого оказались опять-таки ниже его дарования, но работа над ними пошла ему впрок. Старинная народная […]...
- А. И. Солженицын в воспоминаниях современников Е. Ц. Чуковская: “В те годы Александра Исаевича окружало множество людей разных поколений из разных пластов его жизни – от друзей студенческих лет до учеников из рязанской школы, в которой он преподавал в начале 1960-х годов. Был еще большой круг его ровесников, тоже прошедших войну и лагеря. Приходили писатели и читатели. Солженицын получал сотни писем. […]...
- Н. А. Заболоцкий в воспоминаниях современников Н. Н. Заболоцкий: “В последующие годы Заболоцкий во многом отошел от манеры “Столбцов”, но никогда не изменял им в основном – в стремлении выбрать такую точку зрения на мир, чтобы он раскрылся с новой, часто неожиданной стороны, в энергичном построении стиха, где элементы иронии прочно слиты с научной точностью изображения деталей, в смелости метафор и […]...
- И. А. Бродский в воспоминаниях современников В. И. Уфлянд: “Если бы я рисовал герб русской словесности, обязательно бы в верхней половине щита поместил изображение ястреба. Подразумевая Иосифа Бродского. Вещий Боян оборачивался сизым орлом, лебедем и, кажется, еще белкой. Любимой птичьей ипостасью Иосифа был ястреб. В “осеннем крике ястреба” Иосиф воспел вознесение на небо. Сейчас душа Иосифа тоже возносится к Богу. Однако […]...
- И. А. Бунин в воспоминаниях современников В. П. Катаев: “Я часто наводил разговор на “Господина из Сан-Франциско”, желая как можно больше услышать от Бунина о том, как и почему написан им этот необыкновенный рассказ, открывший – по моему мнению – совершенно новую страницу в истории русской литературы, которая до сих пор, за самыми незначительными исключениями, славилась изображением только русской жизни: национальных […]...
- М. И. Цветаева в воспоминаниях современников П. Г. Антокольский: “Мне выпало счастье встретить и узнать Марину Цветаеву и подружиться с нею на самой заре юности, в 1918 году. Ей было тогда двадцать шесть – двадцать семь лет, мне двадцать два – двадцать три года: юношеская пора совпала с ранней зарей нашего общества и нашей поэзии… Марина Цветаева – статная, широкоплечая женщина […]...
- А. А. Ахматова в воспоминаниях современников А. Г. Найман: “Бездомность, неустроенность, скитальчество. Готовность к утратам, пренебрежение к утратам, память о них. Неблагополучие, как бы само собой разумеющееся, не напоказ, но бьющее в глаза. Некультивируемое, неспутанные волосы, ненамеренное занашивание платья до дыр. Неподдельное – “три месяца уже не дают визу в Париж”. Неблагополучие как норма жизни. И сиюминутный счастливый поворот какого-то дела, […]...
- В. М. Шукшин в воспоминаниях современников В. А. Гинзбург: “Однажды в свободный от съемок день мы с Василием Макаровичем гуляли по Владимиру и зашли в магазин грампластинок. Продавался большой комплект с записями Шаляпина. Шукшин тут же его купил. В гостинице мы раздобыли проигрыватель, и Шукшин, забрав его, ушел к себе в номер. Вскоре у меня раздался телефонный звонок, Василий Макарович очень […]...
- Л. Н. Андреев в воспоминаниях современников М. Горький: “Он был удивительно интересный собеседник, неистощимый, остроумный. Хотя его мысль и обнаруживала всегда упрямое стремление заглядывать в наиболее темные углы души, но – легкая, капризно своеобычная, она свободно отливалась в формы юмора и гротеска. В товарищеской беседе он умел пользоваться юмором гибко и красиво, но в рассказах терял, к сожалению, эту способность, редкую […]...
- М. А Булгаков в воспоминаниях современников Н. П. Ракицкий: “Как-то был у нас вечером В. В. Вересаев, вспоминал о первой встрече с Булгаковым: “Пришел молодой человек, представился как литератор и просил прочитать его “Записки врача”. Меня это несколько удивило и заинтересовало. Я ему сказал – чтобы писать записки врача, надо быть врачом. “Я врач со стажем”, – ответил он мне довольно […]...
- А. П, Платонов в воспоминаниях современников Э. Л. Миндлин: “…Платонов был молчаливее всех. Я помню, как он смеялся рассказам Буданцева и Большакова, но не помню, чтобы за весь вечер сам хоть что-нибудь рассказал. А смеялся он как-то легко, с удовольствием. Глаза его оставались печальны – они у него всегда были добрыми и печальными, – но было похоже – он от души […]...
- Урок развития речи. рекламное представление произведений Ф. Шиллера Цель : обобщить знание о жизни и творчестве Ф. Шиллера; развивать устную и письменную связную речь, творческие способности учеников, умение аргументированно отстаивать и представлять собственную точку зрения. Развитие связной речи; комбинированной. В одной из сказок Андерсена засохший куст среди жестокой зимы укрывается Белыми ароматными цветами, так как к нему притронулась добрая человеческая Рука. Эта сказка […]...
- Моральные качества моих современников Сочинение размышление “Быть человеком” или “Мои жизненные ориентиры”. В последние годы среди моих ровесников укоренило выражение “место под солнцем”. Это не новая фраза, раньше мы использовали ее на уроках биологии, характеризуя представителей растительного мира. Некогда не думал, что придется употреблять ее относительно людей. Экономическая нестабильность нашего общества привела к спаду производства. Мои родители оказались без […]...
- Наука. Отношение современников к открытию ученого Открытие ученого не всегда принимается современниками – вот проблема, над которой размышляет А. А. Леонтьев. Вопрос, рассматриваемый автором, для истории науки не нов. Она знает сотни примеров, когда некоторые открытия были не приняты, а иногда и осмеяны коллегами, и стали признанными лишь после смерти ученого. А. А. Леонтьев считает, что очень часто научные открытия недооцениваются […]...