“Отголоски русских песен” Челаковского

Франтишек Ладислав Челаковский (František Ladislav Čelakovský. 1799-1852) – поэт и фольклорист эпохи чешского национального возрождения, сыгравший важную роль в создании эстетики школы романтизма. В своих литературно-критических выступлениях Челаковский постоянно указывал на необходимость связи литературы с народным творчеством, в котором он видел базу для формирования и развития возрождающейся чешской литературы.

В течение ряда лет поэт занимался собиранием, переводами на чешский язык и изданием произведений славянского народно-песенного творчества. В трехтомном собрании “Славянских национальных песен” (1822- 1827) представлены песни чешского, словацкого, русского, украинского, польского, сербского, болгарского и других народов. По мотивам народной поэзии созданы наиболее значительные в наследии писателя стихотворные сборники “Отзвук русских песен” (1829) и “Отзвук чешских песен” (1839). Перу Челаковского принадлежит также философско-дидактическая поэма “Столепестковая роза” (1840) и ряд эпиграмм.

Переводческий диапазон писателя был весьма обширен: он переводил сочинения Марциала, И. В. Гете, В. Скотта, А. Мицкевича, А. Пушкина, И. Крылова, составил представительные хрестоматии русской и польской литератур. Незадолго до смерти Челаковского был опубликован его фундаментальный труд “Мудрость славянских народов в пословицах” (1851), собрание более пятнадцати тысяч пословиц славянских народов, иллюстрировавшее богатство и родство культуры братских народов.

Отзвук русских песен (Ohlas písní ruských. 1829) – цикл стихов, состоящий из произведений, написанных в стиле различных жанров русской народной песни от героико-эпической до лирической и шуточной. Напоминая о важнейших героических страницах русской истории, поэт стремится передать поэзию народной жизни и духовную красоту русского крестьянина.

Герои стихотворений, национальные фольклорные типы “добрый молодец”, “красна девица”, “удалой разбойник”, воплощают близкую сердцу автора патриотическую идею.

Отзвук чешских песен (Ohlas písní českých. 1839) – в основу этого цикла положен тот же творческий принцип “отзвука” (отголоска), оригинального произведения, выдержанного в духе того или иного жанра народно-песенного искусства. В этом цикле преобладает лирическое начало; из лиро-эпических форм, как и в чешской народной поэзии, представлена лишь баллада. Многие стихотворения – это своеобразные жанровые зарисовки, в которых мир крестьянства, трактуемый как здоровое, естественное эмоциональное начало, противостоит чуждому, непонятному миру господ.

В “Отзвуке чешских песен” ощущается обращение к разговорно-речевой стихии, особенно в песенках шуточного характера.



“Отголоски русских песен” Челаковского