От романтизма до реализма

XIX столетие называют “столетием истории”, и неслучайно – именно в это время происходят огромные социальные изменения, которые, безусловно, отразились на ходе литературного процесса: Великая Французская революция разрушила феодальный мир, создала духовные условия для возникновения общества буржуазной демократии, и хотя просветителей-рационалистов XVIII ст. обвинили в кровавых ужасах якобинского террора, все равно – европейское общество пошло путем развития рациональной культуры, о чем ярко свидетельствует расцвет рационально-экспериментальной науки XIX ст.

Яркой приметой литературы XIX ст. является также выявление национальной своеобразности отдельных стран, в том числе и США. Формирование Европейских наций подошло к своей финальной стадии, к своему максимальному обострению. Если в предыдущие эпохи развития европейских литератур интеллектуалы Европы скорее осмысливали себя как своеобразную интеллектуальную нацию среди разнородного, но неграмотного народа, то теперь писатели отождествляют себя со своеобразной культурой своей родины, которую оценивают как неповторимую. Тем не менее, осознание национальной самобытности не означает национального обособления.

Разные европейские культуры вступают в живой процесс взаимодействия, начинают осмысливать неповторимость друг друга, взаимно обогащаются.

Для литературы XIX столетия являются характерными два глобальных литературных направления: романтизм и классический реализм. Эти два направления развивались практически параллельно, постоянно взаимодействовали, обогащали друг друга. Романтизм считается “старше” классического реализма, поскольку романтики раньше, чем реалисты, получили собственную эстетичную теорию, которая сначала возникла в Германии (Йенский и Гейдельбергский университеты), а потом распространилось на весь мир. Произошло это в 90-х годах XVIII – 10-х годах XIX ст.

Реализм же продолжительное время себя не проявлял. Сам термин вошел в арсенал литературоведения лишь в конце XIX ст., тогда, когда направление уже оформилось. Стендаль считал себя романтиком, Бальзак – эклектиком.

Формирование французского романтизма связано с важными историческими событиями, которые происходили во Франции в XIX ст. Июльская революция 1830 г. оказала значительное влияние и стала решающей литературной вехой. Гюго писал: “Когда-нибудь июль 1830 года будет признан датой настолько же литературной, как и политической”.

Три дня на баррикадах бились мелкие буржуа, ремесленники, рабочие, студенты, однако победу над режимом Реставрации использовали большие буржуа и банкиры. Стендаль сказал о результатах революции 1830 г.: “Банк стал во главе государства”. Страной начал править “король банкиров” Луи Филипп. Но в дальнейшем стало видно: буржуа стали другими.

Если во время Великой Французской революции конца XVIII ст. все простонародье вообще отстаивало право на честь и достоинство, то теперь он началось распределение на бедных и богатых. Удовлетворение интересов одной половины неизбежно вело к угнетению другой.

Страна двигалась к революции 1848 г. Период 1830-1848 годов был чрезвычайно интересным с точки зрения развития литературы. Неудовольствие большей части населения результатами революции в 1830 г. вылилось на страницы печати. Журнал “Карикатура”, где работали знаменитые художники Филипон и Домье, создал сатирический символ “банкирского правления”. Им стала груша.

Там же возник образ Свободы, простой женщины по имени Франсуаза Либерте (Свободная Франция). Именно ее изобразил Э. Делакруа на известной картине “Свобода на баррикадах” (1831). Журналистика начинает сознавать себя “четвертой властью”.

Журналисты, писатели, поэты безжалостно казнят новый режим.

Народный поэт П. Ж. Беранже со страниц печати высмеивает своих друзей, с которыми когда-то вместе бился на баррикадах. Теперь они стали министрами и превратились в новых угнетателей народа. Реализм развивался во Франции параллельно с романтизмом. Разные направления не отрицали, а взаимно обогащали друг друга.

Одним из основных источников развития французского реализма стали так называемые “физиологии”: портреты торговца, ремесленника и т. д., с детальными описаниями кварталов, где они жили. Физиологии создавались наподобие биологических описаний животных. Писатели использовали достижения романтиков, которые открыли явление колорита (неповторимости, живописности, оригинальности изображения).

Они передавали специфические черты, которые были присуще определенной социальной персоне и месту ее проживания. “Физиологии” имели большое влияние на становление реализма Бальзака.

Еще одним, возможно, мощнейшим влиянием было влияние естественных наук, которые приобрели в середине XIX столетия особое значение. Теории Э. и И. Жоффруа Сент-Илера, Ч. Дарвина, Ж. Кювье принудили писателей задуматься: если человек является умным животным, то, вероятно, к нему нужно применять не только духовные, а и биологические законы? Безусловно: на творчество реалистов оказали немалое влияние и теория Кювье о зоологических типах, и учение Э. и И. Жоффруа Сент-Илеров о приспособлении биологических организмов к среде их существования.

В работах и переписке Стендаля и Бальзака можно встретить немало биологических терминов.

Аналитически исследуя общество, они подходили к нему как к сообществу конкурирующих существ (Стендаль) и явлению уровня “жертва – хищник” (Бальзак). Некоторые черты перешли к французскому реализму из классицистичного наследия. Например, характерная для трагедии XVIII ст. борьба между двумя страстями.

У Стендаля душа Сореля разрывается между честолюбием и любовью, у Бальзака – в душе Растиньяка происходит конфликт между моральной обязанностью и честолюбием. Некоторые характеры Бальзака построены по принципу доминанты одной страсти (классицистичный закон однолинейного характера). Например, у Гобсека – это накопление, у отца Горио – отцовство.

Но реалистическая характерология, безусловно, более богата, чем классицистичная.

Литература революционной эпохи была направлена на анализ общества. “Поэтическим правосудием” занимались и романтики, и реалисты. Но делали они это разными методами. Критик О. Сент-Бев остроумно охарактеризовал разницу, которая существовала между романтическим и реалистическим подходами к действительности: “Где уже не поэт, который деликатно снимает покров с тайн, то это – врач, который без стыда смотрит на самые тайные болезни своих пациентов”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

От романтизма до реализма