От реализма к натурализму
Среда и наследственность
Ко второй половине XIX века увлечение наукой и научными методами познания захватило все сферы духовной жизни. В предисловии к роману “Тереза Ракен” (1867) молодой писатель Эмиль Золя (1840-1902) говорил о своих героях: “Я просто-напросто исследовал два живых тела, как хирург исследует два трупа”. Вдохновение он черпал в романе братьев Эдмона и Жюля де Гонкур “Жермини Ласерте” (1865), представив на суд читателей вслед за их “клиническим анализом любви” “клинический анализ совести”.
Еще Бальзак
Гонкуры, а затем Золя усматривают в физиологии источник всех психических реакций. Судьбу служанки Жермини определяет невроз. Природный темперамент креолки Терезы, унаследованный ею от африканских предков, – движущая сила сюжета в романе Золя.
В литературе натурализма человек
Термин Натурализм Был предложен Эмилем Золя. Он образован от латинского слова Natura – природа. Золя так определяет сущность новой эстетики: “Произведение искусства – это кусок природы, преломленный через темперамент художника”.
В натурализме меняет свой смысл понятие “среда”. В романах Бальзака герои были порождением социальной среды, того круга общества, к которому они принадлежали. В произведениях натуралистов социальная среда приобретает черты биологической среды обитания. Она воздействует на героев не только через воспитание, общественные условности, финансовое положение, но и определяет их “видовые”, физиологические черты.
В романе Золя “Жерминаль” (цикл “Ругон-Маккары”, 1885) среда накладывает отпечаток на внешний облик героев. Работа в шахтах делает их бледными, низкорослыми, малокровными, с белесыми волосами и въевшейся в кожу угольной пылью.
Натуралистическое понятие среды сформулировал французский критик Ипполит Тэн (1828-1893). Он был последователем философии О. Конта, верившего в истинность “позитивных”, то есть безусловно установленных, фактов. Они позволяют объяснить все стороны человеческой жизни.
По словам И. Тэна, “пороки и добродетели – такие же продукты социальных процессов, как медный купорос и сахар – продукты процессов химических”. Во введении к своей книге “История английской литературы” (1863-1865) Тэн выделил три ключевых фактора, определяющих человеческую жизнь: Расу, среду И момент.
Раса – “наследственное предрасположение, которое человек вносит за собой в мир”. Среда – внешние обстоятельства, “физические или социальные условия”, которые “изменяют или пополняют природный характер”. Среда накладывается на наследственность, взаимодействует с ней.
Момент Указывает на историческую эпоху, на определенный этап в истории жизни человека и общества.
Тэн заложил основы натурализма. Новую литературную школу создал Эмиль Золя. В 1868 году он задумал цикл романов, который получил название “Ругон-Маккары”. Двадцать романов, написанных с 1871 по 1893 год, рассказывают историю потомков Аделаиды Фук, дочери зажиточного огородника.
Она выходит замуж за батрака Пьера Ругона, а после его смерти живет с контрабандистом, бродягой и пьяницей Маккаром. Существование Аделаиды бессознательно: она как “ласковое, смирное животное, покорное своим инстинктам”. Дети ее растут под влиянием своих наследственных склонностей. Они не знают никаких общественных ограничений и “свободно следуют своим инстинктам” .
Наследственность обусловливает судьбу детей Аделаиды. Пьер Ругон, наследующий расчетливость, крестьянскую хватку отца в сочетании с нервической утонченностью матери, прибирает к рукам состояние Фуков. Его потомки поднимаются вверх по социальной лестнице, становятся коммерсантами, финансистами, политическими деятелями. Детей Маккара называют “волчатами”: по этой линии наследуются алкоголизм, лень, страсть к бродяжничеству, вспышки гнева.
Потомки Маккара становятся рабочими, крестьянами, наемными служащими. Из поколения в поколение они опускаются все ниже по социальной лестнице, на самое дно общества.
Золя приводит во взаимодействие среду и наследственность, анализирует “одновременно и волю каждого и общий напор целого”. В предисловии к роману “Карьера Ругонов” (1871) он представляет Ругон-Маккаров как “группу людей”, “на первый взгляд глубоко различных, но, как свидетельствует анализ, близко связанных между собой” законами наследственности. Наследственность Золя сравнивает с силой тяготения, самым очевидным из всех законов природы.
Важную роль в этом эксперименте играет момент. Изображая, как его герои “рассеиваются по всему современному обществу”, писатель исследует историческую эпоху в ее целостности. История семьи Ругон-Маккаров – это еще и история Второй империи (1851-1870), времени царствования Наполеона III.
Он был известен как “Наполеон маленький” в сравнении с его великим предком. Вторая империя вошла в историю Франции как эпоха политической продажности, торжества пошлости, “необычайная эпоха безумия и позора” (Золя). Она началась погубившим республику государственным переворотом и завершилась поражением страны в войне с Пруссией и оккупацией Франции.
Интриги, которые привели к становлению Второй империи, описываются в первом романе – “Карьера Ругонов”, крах правления Наполеона III – в одном из последних романов, “Разгром” (1892).
Золя дает всему циклу подзаголовок “Естественная и социальная история одной семьи во времена Второй империи”. Сочинениями по естественной истории назывались в то время книги по биологии. Называя свой цикл “естественной историей”, писатель занимает позицию естествоиспытателя, ученого.
Он перестает быть только наблюдателем и становится экспериментатором.
Идея экспериментального романа была подсказана Золя книгой французского физиолога Клода Бернара “Введение к изучению экспериментальной медицины”.
Автор экспериментального романа продолжает работу физиолога, который опирается на химию и физику. Он “изображает факты такими, какими он наблюдал их”, и “приводит в движение действующие лица”.
Его цель – “научное познание человека как отдельного индивидуума и как члена общества” (статья “Экспериментальный роман”, 1880).
Золя писал: “…Экспериментальный роман заменяет изучение абстрактного человека изучением человека подлинного, созданного природой, подчиняющегося действию физико-химических законов и определяющему влиянию среды”.
Литература рассматривается как способ познания внешнего мира. Особую ценность приобретают факты, точность и достоверность изображаемого. Писатель-натуралист изучает свой предмет по документам, сам наблюдает то, что намеревается описать. Известно, что, работая над романами, Золя спускался в шахты, изучал, как гримировались актрисы, собирал материалы о различных ремеслах и профессиях.
Он должен был знать из первых рук все о быте описываемой эпохи, вплоть до мельчайших подробностей.
В качестве ученого писатель должен был изображать и анализировать факты как существующие объективно, вне зависимости от его сознания, “чтобы невозможно было увидеть и указать, в чем заключается замысел и намерения автора” – так писал еще один представитель новой французской прозы – Ги де Мопассан. Повествователь представляет “кусок жизни”, не вмешиваясь в изображаемое. Неслучайно в новеллах Мопассана в качестве рассказчика выступает врач.
Он лишь передает слушателям известный ему “случай из практики”.
Научный подход также предполагает, что не существует таких сфер жизни, которые не могли бы описываться в романе. Скандал сопровождал появление в свет романа Золя “Западня” (1877), персонажи которого, дети улиц, говорили простонародным языком. Еще больше возмущения в благопристойном обществе вызвал роман “Жерминаль”, где описывается полуживотное существование шахтеров, их физическое и нравственное вырождение.
Представляя человека как органичную часть природы, натуралисты уделяли много внимания физиологическим проявлениям человеческой жизни. Наследственные болезни, сцены агонии и родов, гниение и разложение присутствуют почти во всех их произведениях. Детальные описания, изобилующие клиническими подробностями, получили название натуралистических описаний. Такова соединяющая образы рождения и смерти сцена из романа “Жермини Ласерте”: “Ежечасно, особенно по ночам, Жермини видела такие ужасные кончины, какими завершается только родильная горячка На койках, освещенных лампами, медленно и жутко шевелились простыни над животами, раздутыми перитонитом” (перевод Э. Линецкой) .
С другой стороны, внимание к телесному качеству мира насыщает романы натуралистов красками, звуками и запахами, ощущениями. Мопассан назвал роман Золя “Чрево Парижа” “симфонией сыров”: “Эта книга пахнет рыбой, как возвращающееся в порт рыбацкое судно: от нее веет свежестью огородной зелени и тяжелым дыханием прелой земли”.
Литературный стиль, предполагающий описание данного мгновения жизни со всеми его звуками, красками, запахами, ощущениями называется Импрессионистическим, по названию стиля в живописи. Импрессионизм в живописи заявил о себе в 1874 году. Полотна импрессионистов совмещали впечатление от пейзажа в определенное время суток и при определенном освещении с научностью подхода, представлением о расщеплении светового луча, растворяющего контуры предметов.
Золя восхищали художественные идеи импрессионистов, столь близкие его собственным творческим устремлениям. В романе “Чрево Парижа” Центральный рынок описывается в импрессионистическом духе. Он увиден глазами художника, правнука Аделаиды Клода Лантье. Флоран, главный герой романа, въезжает в Париж на повозке, груженной овощами.
Их свежий запах с самых первых страниц сопровождает его. На рынке море овощей простирается между двумя рядами павильонов. Клод и Флоран видят их рано утром, когда “над овощами” встает солнце: “…Утренний свет принимал необычайно мягкий серый оттенок, придавая окружающему светлую окраску акварели.
Эти горы овощей походили на пенящиеся торопливые волны; река зелени переливалась нежными жемчужными красками: тут были и ласкающие лиловые полутона, молочно-розовые, зеленые, переходившие в желтый цвет И по мере того, как в конце улицы Рамбюто разгоралась потоками пламени заря, овощи постепенно пробуждались и выступали из стлавшейся по земле синевы. Простой салат, латук, цикорий, распустившиеся и еще жирные от чернозема, обнажали свои яркие сердцевины груды римского салата играли всеми оттенками зеленого цвета Но самыми резкими, кричащими тонами были все же яркие пятна моркови и чистые пятна репы…” (перевод А. Линдегрен и М. Эйхенгольца) .
Детальные описания сочетаются в романах Золя с масштабными символическими обобщениями. Перед голодным Флораном Центральный рынок предстает и как гигантское чрево Парижа, переваривающее бесчисленные запасы снеди, источник жизни сытого, самодовольного, как буржуа, города.
Золя считал своим долгом пропагандировать новую эстетику. Он писал статьи о натурализме, собирал вокруг себя молодых писателей. В загородном доме в Медане и по четвергам в Париже у него бывали Йорис Карл Гюисманс, Поль Алексис, Анри Сеар, Леон Энник, Октав Мирбо, Ги де Мопассан.
Натурализм стал настоящей литературной школой. Влияние нового направления было очень широким и простиралось далеко за рамки этой эпохи.
Круг понятий
Натурализм