От поэзии к музыке и обратно
В этом году, когда мы изучали лирику Бориса Пастернака, решили обратиться к музыкальным интерпретациям двух стихотворений – “Зимняя ночь” и “Снег идет”.
Ученикам выдаются тексты стихотворения “Зимняя ночь” . Идея работы с текстом была заимствована из книги: Гордиенко Л. Л., Свирина Н. М., Федорова С. В. “Описание событий в романах и других произведениях Б. Л. Пастернака в школьном изучении” (СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005). Ученики выполняли такие задания:
1. Прочитайте стихотворение вполголоса, прислушиваясь к ритму,
2. Разделите страницу пополам. В одну колонку выпишите из стихотворения слова, относящиеся по значению к слову “метель” (мело, хлопья, лепила, седой и т. п.), а в другую – относящиеся к слову “свеча” (горела, пламя, жар) и т. п.
Продолжите те же колонки, но теперь найдите слова и словосочетания со значением “пространства”, относящиеся к каждому из слов – заглавий колонок. (Метель – по всей земле, во все пределы, к оконной раме, на стекле и т. п.; свеча – на столе, потолок, пол, из угла и т. п.)
3. Напишите текст, включив в него накопленный лексический
Читаем несколько работ, а затем предлагаю ученикам прослушать пять песен (исполнители Сергей Захаров, Николай Носков, Алла Пугачева, Александр Градский, Валерий Леонтьев). Обсуждая услышанное, ученики отмечали, что некоторые исполнители изменили текст стихотворения, при музыкальной интерпретации прочтение меняется.
Стихотворение “Снег идет” Прошу прочитать выразительно одного из учеников. Затем предлагаю найти доказательства для утверждения: “Все стихотворение, настроенное по одному камертону, оказывается пронизанным духом музыки, что так характерно для творчества Пастернака”. Для этого слушаем музыкальные интерпретации этого стихотворения, которые принадлежат Г. В. Свиридову и Сергею Никитину.
После этого занятия ученики предложили свою помощь, и у нас возник еще один урок, который назвали “Поэзия XX века в современной музыке”. Вот список исполнителей и произведений, который лег в основу нашего урока (если вы хотите найти записи, поручите это своим ученикам – они с удовольствием скачают их из Интернета):
Группа “Сурганова и оркестр” – “Неужели не я”, альбом “Живой” (И. Бродский. “От окраины к центру”, фрагмент); “Мне нравится”, альбом “Unsorted” (М. Цветаева. “Мне нравится”); “Я знаю женщину”, альбом “Возлюбленная Шопена” (Н.
Гумилев. “Она”); “Путник милый”, альбом “Возлюбленная Шопена” (А. Ахматова. “Путник милый”).
Алла Пугачева – “Мне нравится” (М. Цветаева. “Мне нравится”).
Группа “Сплин” – “Маяк”, альбом “Раздвоение личности” (В. Маяковский. “Лиличке! (Вместо письма)”).
Группа “Кукрыниксы” – “Есенин”, альбом “Фаворит солнца” .
Группа “Мельница” – “Змей”, альбом “Дорога Сна” (Н. Гумилев. “Змей”), “Ольга”, альбом “Дорога Сна” (Н. Гумилев. “Ольга”).
- Времена года в поэзии, музыке и живописи Урок в 5-м классе В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. Н. Заболоцкий Класс заранее поделен на четыре группы: 1) Осень, 2) Зима, 3) Весна, 4) Лето. Каждая группа должна представить на уроке предложенное время года. Задания для групп 1. Нарисовать рисунок. 2. […]...
- Урок для 1-4 классов по теме: “ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОЭЗИИ, МУЗЫКЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ” – Скачать ТЕМА УРОКА: “Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве”. Цель урока: сформировать представление об образе матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве Задачи урока: 1) раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства; 2) развивать внимание, память, умение сравнивать, вокально-хоровые навыки; 3) воспитывать чувство уважения к произведениям искусства раскрывающим образ Божьей […]...
- Что составляет своеобразие стиля Б. Пастернака? Какие из этих сборников стихов принадлежат Б. Пастернаку а. “Вечерний альбом” Б. М. Цветаевой б. “Бег времени” А. Ахматовой в. “Поверх барьеров” г. “Четки” д. “Сестра моя жизнь” е. “Подорожник” Что составляет своеобразие стиля Б. Пастернака? а. Символика б. Усложненная метафоричность в. Инверсия г. Синтаксическая усложненность Какие стихи входят в “Тетрадь Юрия Живаго”? б. “Гамлет” […]...
- Анализ стихотворения “Зимняя ночь” Пастернак “Зимняя ночь” (1945-1955). Это стихотворение принадлежит к циклу стихов Юрия Живаго (героя одноименного романа Пастернака). Стихотворение о сокровенном. Чувства лирического героя переданы через образ свечи, которая горела за окном московского дома, где жила возлюбленная. Именно об этом вспоминает герой романа Юрий Живаго: Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча […]...
- “ЗИМНЯЯ НОЧЬ” Б. Л. ПАСТЕРНАК ЗИМНЯЯ НОЧЬ Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, […]...
- Читая Пастернака За то, что дым сравнил с Лаокооном, Кладбищенский воспел чертополох, За то, что мир наполнил новым звоном В пространстве новом отраженных строф, – Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была его наследством, И он ее со всеми разделил. Анна Ахматова. “Борис Пастернак (Поэт)” Слово о поэте Урок начинается […]...
- ТУДА И ОБРАТНО. ДВОЕМИРИЕ РОМАНТИКОВ И МОДЕРНИСТОВ ТУДА И ОБРАТНО. ДВОЕМИРИЕ РОМАНТИКОВ И МОДЕРНИСТОВ Если художник ощущает мир расколотым надвое, нечего ожидать, что он оставит это ощущение “трепыхаться в тине воображения” вхолостую. Человек творческий – человек любопытный: он, подобно бессмертному Буратино, обязательно попытается сунуть свой нос за таинственный холст, разделяющий реальный, ощутимый и вещный мир, в котором задумчиво водит рубанком по доске […]...
- “Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! Надо, чтобы что-нибудь ворочало душу и жгло воображение” (Д. Давыдов) (по лирике поэтов Серебряного века русской поэзии) О свобода, очарование моей жизни, без Тебя работа – это пытка, а жизнь – Долгое умирание. П. Прудон Серебряный век – время великих талантов, великих поэтов. Их стихотворения говорят сами за себя, они раскрывают их внутренний мир, чувства, переживания, мысли. Огромное влияние на Серебряный век оказал Золотой век. Среди замечательных поэтов этой эпохи начала XX […]...
- Тема предназначения поэта и поэзии в лирике Цветаевой Марина Цветаева по-особому определяет своеобразие лирического героя, говоря о его биографической сущности. Она считает, что каждое поэтическое стихотворение – отражение собственной жизни, индивидуального взгляда на мир, поэтому в ее стихах так много перекличек со своей судьбой, поэтому предназначение поэта Цветаева видит в первую очередь в выражении собственных позиций. При этом лирика ее не эгоистичная, в […]...
- “Высокое косноязычье…” (о поэзии Н. Гумилева) Николай Степанович Гумилев гулял по Петербургу и, словно волшебник, творил и творил чудеса. В своем “Заблудившемся трамвае” он напоминает мне Окуджаву с его “Последним троллейбусом”. Он расширил границы видимого мира в бесконечность, наполнил ее чем-то таинственным и загадочным. И мы едем вместе с поэтом “через Неву, через Нил и Сену”, и трамвай наш превратился в […]...
- Темы и мотивы поэзии Б. Пастернака (по стихотворениям “Февраль. Достать чернил и плакать…”, “На ранних поездах”, “Лето в городе”, “Гамлет”, “Зимняя ночь”) Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе серебряного века в частности. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. В знаменитом стихотворении “Февраль”, которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник “Начальная пора”, поэт выражает свое настроение – грустное, унылое, разочарованное, гнетущее: Февраль. Достать […]...
- Конспект урока по музыке во 2 классе “Детский альбом. П. И. Чайковский” МС(к)ОУ “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат” Конспект урока по музыке во 2 классе По программе “Особый ребенок” “Детский альбом. П. И. Чайковский” Подготовила Учитель музыки Корекова Елена Владимировна Оса 2015 Тема: “Детский альбом” П. И. Чайковский Цель : Познакомить детей с пьесами фортепианного цикла П. И. Чайковского “Детский альбом”. Тип урока : изучение нового материала, доминантного […]...
- Анализ стихотворения “Я и вы” Гумилев “Я и вы” (1918). Данное стихотворение вошло в поэтический сборник “Костер”, который свидетельствует о новом этапе в развитии гумилевского акмеизма. Утрачены юношеская пылкость, максимализм, чрезмерная экзотичность, но осталось главное – стремление к познанию истинной сути бытия. “Конквистадор в панцире железном” превратился в человека, созидающего Вселенную. Ранее заявленные поэтом темы развиваются в новом ключе, философски переосмысливаются. […]...
- Урок для 6 класса “Громкость и тишина в музыке” МОУ Борисоглебская СОШ №4 “Громкость и тишина в музыке” Урок музыки в 6 классе Учитель предмета “Искусство” МОУ Борисоглебской СОШ №4 Калинина Татьяна Викторовна Тема урока: “Громкость и тишина в музыке” Цель урока: расширить знания учащихся о нюансах музыкальной динамики, формировать общую культуру учащихся, способствовать развитию эстетического вкуса на примерах лучших произведений музыкального и изобразительного […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака Б. Л. Пастернак (1890 – 1960) – “талант исключительного своеобразия”, как однажды сказал о нем М. Горький. Пастернак оставил глубокий след во всей русской поэзии. Высокое мастерство, необычайной силы лирический талант поэта, своеобразие, непохожесть его стихов ни на чьи другие выдвинули Пастернака на одно из первых мест в поэтическом движении 1910 – 1920 годов. Очень […]...
- Тема и мотивы поэзии Б. Пастернака (“Февраль. Достать чернил и плакать…”, “На ранних поездах”, “Лето в городе”, “Гамлет”, “Зимняя ночь”) Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над […]...
- Хоббит, или Туда и обратно АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Джон Рональд Руэл Толкин (John Ronald Reuel Tolkien) Хоббит, или Туда и обратно (The Hobbit or There and Back Again) Роман-сказка (1937) Хоббиты – веселый, но в то же время основательный маленький народец. Они совсем как люди, только ростом вполовину меньше нас, и ноги у них заросли волосами, и живут они не в […]...
- Анализ стихотворения “Рабочий” Гумилев “Рабочий” (1918). Размышляя о смысле человеческого существования, поэт пишет стихотворение “Рабочий”, в котором фактически предсказывает свою насильственную смерть: Пуля, им отлитая, отыщет Грудь мою, она пришла за мной… Кровь ключом захлещет на сухую, Пыльную и мятую траву. И Господь воздаст мне полной мерой За недолгий мой и горький век. Слово “рабочий” – “невысокий старый человек” […]...
- Хоббит, или Туда и обратно краткое содержание Толкиен Р. Р. Хоббиты – веселый, но в то же время основательный маленький народец. Они совсем как люди, только ростом вполовину меньше нас, и ноги у них заросли волосами, и живут они не в домах, а в “норах” – удобных жилищах, выкопанных в земле. Их страна называется Шир, вокруг нее селятся и люди, и эльфы […]...
- Краткое изложение Хоббит, или Туда и обратно Дж. Р. Р. Толкиен Хоббит, или Туда и обратно Хоббиты – веселый, но в то же время основательный маленький народец. Они совсем как люди, только ростом вполовину меньше нас, и ноги у них заросли волосами, и живут они не в домах, а в “норах” – удобных жилищах, выкопанных в земле. Их страна называется Шир, вокруг […]...
- Конспект урока музыки “Настроение в музыке” Федеральное государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 “Сказка” г. Чехов-2. Конспект урока музыки “Настроение в музыке”” Музыкальный руководитель Климова Г. В. 2015 г. Место проведения : музыкальный зал. Цель : знакомить с творчеством немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха; воспитывать умение слышать и различать музыкальный жанр – классическая музыка; учить получать знания […]...
- Тема Москвы в поэзии М. Цветаевой Жизнь М. Цветаевой была связана с Москвой так же, как жизнь А. Ахматовой с Петербургом. Родной город – одна из основных тем ее творчества. Особенно ярко она раскрыта в цикле “Стихи о Москве”, написанном в 1916 году. Уже в первом стихотворении цикла Москва – “дивный” и “мирный” город – воспринимается как нечто чрезвычайно масштабное, всемирное: […]...
- “Серебряный век” русской поэзии. Литературные направления, течения в поэзии На рубеже XIX-XX веков в русской литературе, как в большинстве европейских литератур, ведущую роль играют модернистские течения, которые наиболее ярко проявились в поэзии. Эпоху модернизма в русской литературе называют “серебряным веком”. Специфика “серебряного века” заключается в том, что, осуществляя творческие поиски на общих принципах модернизма в конце XIX в., писатели в начале XX века, должны […]...
- “Евгений Онегин”: от романа к опере и обратно В марте 1877 года композитор Петр Ильич Чайковский гостит у певицы Лавровской, которая дает ему идею написать либретто к опере по роману А. С. Пушкина ” Евгений Онегин“. Чайковский, пораженный этой мыслью, заявляет, что “Онегин” – “святая книга”, к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре план новой оперы начинает занимать […]...
- Поэзия Фета и ее близость к живописи и музыке Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах с потрясающей точностью передать все оттенки той невыразимой красоты природы, которая с такой легкостью ускользает от неопытного или посредственного пера. Вдохновение и вера в силу вдохновения, глубокое понимание тайн природы, сознание того, что проза жизни кажется прозою лишь для души непросветленной поэзией – вот […]...
- Тестовые задания по музыке для 1 класса Михейкина Л. П. Учитель музыки КГУ Средняя школа №2 города Тайынша Северо-Казахстанской области Тестовые задания по музыке для 1 класса. 1 – вариант. 1.Знак молчания в музыке: Лига; Пауза; Темп; Нота. 2.Громкое звучание в музыке: Пиано; Форте; Пауза; Лига. 3.Тихое звучание в музыке: Пиано; Форте; Пауза; Темп. 4.Музыкальное сопровождение это: Темп; Аккомпанемент; Характер; Тембр. 5.Скорость […]...
- Что услышал А. Блок в “музыке революции”? (по поэме “Двенадцать”) Долгое время советские идеологи хвалили создателя “Двенадцати” за “верное понимание и воспевание революции”. Искренний в своем приятии и неприятии, А. Блок видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка, во что-то лучшее и более справедливое. Музыка – это стройное звучание отдельных нот, и Блок услышал ее в событиях 1917 года. Каков же лад […]...
- Человек и природа в поэзии Пастернака Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав “Центрифуги” – футуристической поэтической группировки, которая довольно сдержанно относилась к отрицанию культуры прошлого. Но уже второй сборник “Поверх барьеров” (1916) отразил своеобразие пастернаковского голоса среди молодых авангардистов. Своеобразие это состояло, прежде всего, в философском осознании единства человека […]...
- “Серебряный век” русской поэзии Начало двадцатого века… Грядущий вихрь социальных потрясений, кажется, должен, смести. Но при грохоте оружия – Русско-японской, первой мировой, других войн – музы не молчат. Я вижу, я слышу, я чувствую, как бьются раскаленные сердца поэтов, чьи стихи ворвались ныне и в нашу жизнь. Ворвались – и едва ли забудутся. “Серебряный век” – это время ярких […]...
- Что услышал Блок в “музыке революции”? (По поэме “Двенадцать”) Что услышал Блок в “музыке революции”? (По поэме “Двенадцать”.) “Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг”, – отмечает Блок в записной книжке в день окончания “Двенадцати”. Это хаотическое многозвучие переломно го времени врывается в поэму с петроградской улицы. В поэме “Двенадцать” и стихотворении “Скифы” новейшие социально-исторические события и общественные настроения, собственное ощущение рушащегося мира Блок […]...
- НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав “Центрифуги” – футуристической поэтической группировки, которая довольно сдержанно относилась к отрицанию культуры прошлого. Но уже второй сборник “Поверх барьеров” (1916) отразил своеобразие пастернаковского голоса среди молодых […]...
- План-конспект урока музыки Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи План-конспект урока музыки Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Цель урока : формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве. Задачи урока: -воспитывать нравственно-эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния […]...
- Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для обще образовательной школы В Программе по музыке для общеобразовательных школ Д. Б. Кабалевский на произведениях импрессионистов специально не останавливается. Он включает их в качестве музыкальных примеров в темы общего характера. Так, в IV-ой четверти 4 класса (тема “Можем ли мы услышать живопись? “) в качестве музыки для слушания предлагается “Хабанера” из “Испанской рапсодии” М. Равеля. Д. Б. Кабалевский […]...
- Мое понимание поэзии Пастернака Когда-то Марина Цветаева в пылу полемики воскликнула: “Где человек до конца понявший Пастернака?” И сама же пояснила: “Пастернак – это “тайнопись”, “шифр”. Разве это не предупредительный сигнал для таких, как я, для тех, кто отправляется странствовать по морю, название которого “Лирика Бориса Пастернака”. Творческий путь Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но […]...
- Мое отношение к Серебряному веку русской поэзии Если начало 19-го века ознаменовалось Золотой эпохой в русской литературе, то рубеж веков (19 – 20 века) по праву считается Серебряным веком, давшим искусству много художественных открытий и гениальных имен. Интересно то, что хронологически этот период длится всего двадцать семь лет (1890 – 1917 годы), но по значимости сравним с целой эпохой. Этот расцвет литературы […]...
- ТЕМА ИСТОРИИ В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА ТЕМА ИСТОРИИ В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА Рубеж Х1Х-ХХ веков в России – время кризиса, исторического перелома. В такие времена “слышно, как время идет” (А. Ахматова), поэтому в литературе активизируется ощущение истории. Это ощущение свойственно и Б. Пастернаку, внешне далекому от всякой злободневности. После выхода его книги “Сестра моя – жизнь” В. Брюсов писал: “У Пастернака […]...
- Природа в поэзии Б. Пастернака В русской литературе много проникновенных строк посвящено воспеванию родной природы. Единение с природой без свидетелей и соглядатаев придает лирике особую интимность и подлинность. Данная закономерность, безусловно, проявилась в поэзии Б. Пастернака. От пейзажей Б. Пастернака веет свежестью, ощущением первозданности открывающегося как будто бы впервые мира. По мнению О. Мандельштама, “стихи Пастернака почитать – горло прочистить, […]...
- “Моим стихам как драгоценным винам, настанет свой черед” (по поэзии М. Цветаевой) Взаимоотношения поэта и читателя никогда не были просты и лучезарны, а особенно – в катастрофическом XX веке. У поэтического наследия М. Цветаевой трудная судьба. Долгое время ее стихи были под запретом, замалчивались. Да и сейчас, когда все запреты сняты, понимание ее стихов – проблема не только для рядовых читателей, но и для литературоведов. Действительно, лирика […]...
- Анализ стихотворения “Молитва” Цветаева “Молитва” (1909). Стихотворение вошло в первый сборник Цветаевой, в котором она утвердила свое творческое кредо – самобытность, непохожесть на других, исследование собственной души. В данном стихотворении, написанном в сентябре 1909 года в Тарусе, лирическая героиня мечтает о чуде. Обращаясь к Богу, поэтесса одновременно и хочет познать жизнь во всем ее разнообразии, и в то же […]...
- Анализ стихотворения “На заре” Цветаева “На заре” (1912). Данное стихотворение вошло во второй поэтический сборник “Волшебный фонарь” (1912), в котором развивается заявленный в “Вечернем альбоме” конфликт детского мировосприятия и взрослой трагедии повседневности. М. Цветаева экспериментирует с формой и языком стиха. Стихотворение “На заре” по форме напоминает сновидение. В неведомый мир сна прорывается реальность. Мгновение пробуждения является “мигом бесконечной печали”. Особое […]...