Островский Александр Николаевич Александр Николаевич
Островский Александр Николаевич
Александр Николаевич Островский родился в 1823 году в Москве: в Замоскворечье, – в старинном купеческом и чиновничьем районе. Отец будущего драматурга, образованный и умелый судебный чиновник, а затем – известный в московских коммерческих кругах стряпчий (адвокат) , нажил изрядный достаток; поднимаясь по служебной лестнице, получил права потомственного дворянина, стал помещиком; понятно, что ему хотелось и сына пустить по юридической части.
Александр Островский получил неплохое домашнее образование
В то же время сам пробовал писать стихи и рассказы.
Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет по настоянию отца служил мелким чиновником в суде. Здесь
Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем.
Во времена юности Островского крестьяне и купцы одевались, ели, пили и веселились не так, как люди просвещенных сословий. Даже общая православная вера не до конца объединяла их с образованными. В русской земле словно существовало два разных, мало связанных, мало понятных друг для друга мира.
Но в середине 19 века границы этих миров начали постепенно разрушаться. Образованные люди стали искать способы преодолеть разрыв, восстановить не столько государственное оно-то было! – сколько духовного и культурное единство русского народа. А простые, верные старинному укладу люди с развитием деловой жизни все чаще вынуждены сталкиваться с современным им государством.
Приходилось обращаться в суды для разрешения имущественных и наследственных споров, в разных учреждений получать разрешения на промысел и торговлю. Чиновники их обманывали, запугивали и обирали. Поэтому самые сметливые стали учить своих детей, начали приспосабливаться к “европеизированной” жизни.
Но на первых порах часто принимали за образованность лишь различные внешние стороны высших сословий.
Богатые, но еще вчера жившие по старинке люди и новые требования, которые властно предъявляет им современная жизнь, – вот основа комедийных конфликтов молодого Островского, да еще таких, где смешное переплетено с грустным: ведь причуды имеющих власть не только забавны, но и опасны для бедных: зависимых и угнетенных.
Его всероссийская известность началась со второй комедии – “Свои люди сочтемся!” (или “Банкрот” 1849 г.) Пьеса имела огромный успех у читателей после публикации в журнале “Московитянин” . Однако постановка ее были запрещена по указанию самого царя Николая 1. Цензурный запрет продержался одиннадцать лет.
Уже в комедии “Свои люди – сочтемся!” проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важным общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая народная речь. И у каждой из них – не простой, заставляющий задуматься конец.
После того: как в комедии “Свои люди – сочтемся!” была создана столь безотрадная картина, Островскому захотелось показать героев положительных, способных противостоять безнравственности и жестокости современных отношений. Он опасался поселить в своих зрелищах чувство безнадежности. Именно такие, взывающие сочувствия герои и появляются в комедии “Не свои сани не садись” (1853) (первая из пьес Островского которая пошла на сцене) и “Бедность не порок” (1954) .
В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в “Грозе” (1959) одной из самых знаменитых его пьес.
Действие пьесы происходит в вымышленном глухом городе Калинове. Островский показал в пьесе не только внешние обстоятельства трагедии: суровость свекрови, безволие мужа и его приверженность к вину; равнодушное формальное отношение калиновцев к вере; не только властную грубость богатых купцов, нищету и суеверие жителей. Главное в пьесе – внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой.
Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.
В 60 г. г. в творчестве Островского появляется и герой дворянин. Но такой, который занят не правдоискательством, а успешной карьерой. Например, в комедии “На всякого мудреца довольно простоты” – целая галерея дворянских типов, по-разному переживающих отмену крепостного права.
Главные герои “Леса” – двое из дворянского рода Гурмыжских: богатая и немолодая помещица, проматывающая имение с любовниками, и ее племянник актер.
В последних произведениях Островского в центре событий все чаще оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных достоинствах деятельного героя, “делового человека” , интересы и жизненные силы которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный успех. В конце своего творческого пути он написал драму “Богатые невесты” ю Но самая прославленная пьеса Островского о судьбе: как тогда выражались, “девушки на выданье” – “Бесприданница” (1878 г) В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1972 г. он написал стихотворную комедию “Комик 17 столетия” о рождении первого русского театра.
Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – “Таланты и поклонники” (1981) и “Без вины виноватые” (1983) . Здесь он показал как заманчива и трудна жизнь актеров.
Проработав для русской сцены без малого сорок лет Островский создал целый репертуар – около пятидесяти пьес. Произведения Островского и до сих пор остаются на сцене. И через полтораста лет не трудно увидеть рядом героев его пьес.
Умер Островский в 1886 году в своем любимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах: на холмистых берегах маленьких извилистых речек. Жизнь писателя по большей части и протекала в этих сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные, еще мало затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы, слышать коренную русскую речь.