Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова
…Борьба есть условие жизни… В. Белинский
Поэма – один из самых интересных и трудных жанров литературы. Уже само положение поэмы в системе родов литературы указывает на своеобразие этого жанра. С одной стороны, поэма может принадлежать к эпосу – таковы “Полтава” А. С. Пушкина, “Хорошо!” В. В. Маяковского, с другой – к лирике, куда можно отнести “Руслана и Людмилу” и “Цыган” А. С. Пушкина, “Орину, мать солдатскую” Н. А. Некрасова, “Соловьиный сад” А. А. Блока. “Анна Онегина” С. А. Есенина и “Двенадцать”
А Н. В. Гоголь вообще эпические “Мертвые души” назвал поэмой, имея на то полное основание, исходя из жанровой многозначности этого художественного произведения.
Есть еще одна любопытная подробность, подмеченная при знакомстве с творчеством многих русских поэтов: начиная, как правило, с лирической поэмы, многие авторы затем переходят к эпическим или лиро-эпическим. Именно таким путем шли А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов (эпический характер поэмы “Кому
Жанр поэмы – один из любимейших в творчестве Лермонтова. За свою короткую жизнь он создал более десяти поэм, законченных и незаконченных, большинство из которых не были опубликованы при жизни поэта, потому что именно этот жанр у Лермонтова стал его творческой лабораторией. Печатая почти все, что создавал в лирике и прозе, он продолжал экспериментировать в своем любимом жанре.
Мне кажется, что Лермонтову удалось создать произведения, ставшие классикой жанра романтической поэмы: “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, “Мцыри”, “Демон”.
Для романтической поэмы характерны такие черты, как острые конфликты, лежащие в основе сюжетов, ведущее положение героя, личности исключительной, на голову выше окружающих его людей, находящейся в полной гармонии с миром природы.
Образцом, своеобразным учебным пособием по русскому романтизму совершенно справедливо считается поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри”. Ее проблематика связана с центральными мотивами творчества великого поэта: мотивами свободы и воли, одиночества и изгнания, слияния героя с миром, тема Земли и Неба.
В основе сюжета “Мцыри” лежит традиционная романтическая ситуация – бегство из неволи. Эта тема пронизывает все творчество поэта: и лирический герой большинства его стихов, и герои многих драматических произведений несут на себе печать беглеца. Таковы образы беглого монаха (“Исповедь”), пленника монастырской тюрьмы (“Боярин Орша”).
Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против оков, наложенных на него.
Нет Бога вне свободного выбора личности (это главная идея еще одной романтической поэмы – “Демона”), не может быть святым путь, ступить на который человека заставили – таково этическое убеждение автора, выстраданное не без внутренней борьбы с безбожием, юношеским отрицанием общепризнанного.
“Мцыри” – апофеоз лермонтовского романтизма. Герой поэмы – могучая личность, противостоящая окружающему миру.
Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и неистовой природы, родственной душе героя. Мцыри превыше всего ценит свободу, не принимает того образа жизни, который вполне удовлетворяет монахов монастыря:
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Романтический мотив единения человека с природой в поэме усилен вполне осознанно: душа Мцыри стремится к слиянию с той средой, в которой он был рожден и уже смутную память о которой он бережно хранил в своем сердце, рвущемся к родным могилам, к “крутым и темным скалам”, к плодородным долинам. Эта духовная связь с родиной – главная черта, определяющая характер героя. Он хранит отчизну в душе, он готовится к встрече с ней, потому что на чужбине жизнь для него не имеет смысла. Ради мгновенного слияния с родиной Мцыри готов на величайшую жертву – утрату бессмертия души:
Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…
Свобода для Мцыри – высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл. Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием бытия, уделом нетворческих, скучных людей. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свободолюбивой, волевой личности жизнью:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле?
Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме:
И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул.
Мцыри за три дня прожил целую жизнь: был ребенком в родительском доме, воином и охотником, испытавшим себя в поединке с барсом, робким влюбленным, который с восторгом смотрел на “деву гор”. Он был во всем сыном своей земли и своего народа:
…да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних молодцов.
Удивительные превращения происходят с человеком, вкусившим свободы. В монастыре Мцыри и не подозревал о собственной отваге и выносливости, да и где бы он мог эти качества проявить? По законам романтизма, герой проявляет свою “одну, но пламенную страсть” в исключительных обстоятельствах, какими стали для Мцыри и побег из монастыря во время гроз< > “в час ночной, ужасный час”, так напугавший мс? нахов, что они “ниц лежали на земле”, и встреча С барсом.
Он все преодолел, все испытал и, помимо прочего, уже тогда решил умереть, если судьба вернет его в монастырь.
Предчувствие неудачу побега автор подчеркнул с помощью пейзажа. В сроем стремлении к родине, к дорогому для него миру природы Мцыри сталкивается с суровой реальностью. Природа незаметно меняет свой облик, превращаясь из друга во врага:
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста…
Предчувствие сбываемся: путь Мцыри на родину оказывается движением по кругу, что вполне вписывается в романтический канон: жизнь героя определяется судьбой, роком, фатумом. На роду было написано, чтобы Мцыри возвратился в монастырь. Заботами монаха он выздоравливает, что ставит его перед выбором: либо смириться, либо умереть.
Смерть Мцыри Лермонтов показывает как акт его свободной воли. Это не вынужденный, а добровольный уход из мира “келий душных и молитв” в мир чистой природы:
Ты перенестъ меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист…
В фразе Мцыри поэт использовал все средства романтизма как художественного метода, чтобы довести до высшего накала трагедию несостоявшейся жизни героя.
Мцыри понимает истоки этой трагедии, сравнивая себя с “цветком темничным”, познавшим губительную “сладость бытия”, но не отказавшимся от этого искуса:
…Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок.
В этих словах – трагическая история жизни и несбывшейся мечты романтического героя, принявшего неизбежность своего поражения, но отвергшего компромисс.
Поэтому основная идея поэмы заключается в прославлении воли, мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим результатам они ни приводили человека.
Я думаю, что, создавая свою поэму, Лермонтов стремился противопоставить Мцыри “позорно-равнодушному” поколению “смиренных рабов”. Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей.