Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы “Мцыри”)

Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” завершает развитие романтизма в творчестве поэта, а вместе с тем – и эпоху романтизма в русской литературе. Форма поэмы-исповеди позволяла полнее раскрыть душу героя, но эту традиционную форму Лермонтов подверг коренной перестройке, создав собственный, глубоко оригинальный вариант романтической поэмы.
Мцыри – герой нового типа, во многом отличающийся от героев-романтиков, утвердившихся к этому времени в европейской литературе. Патетическая исповедь Мцыри обращена к “чернецу” – православному

монаху; в ней юный послушник рассказывает о “трех блаженных днях”, проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута. Исповедь героя дается автором как бы в двойном обрамлении.

Вначале Лермонтов говорит об истории присоединения Грузии к России и о благих последствиях этого союза: “И божья благодать сошла па Грузию!..” Далее следует история юноши-горца, который воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи “без чувств”, израненным и умирающим.
В своей исповеди герой предстает как независимая

и духовно свободная личность. Его “могила не страшит”, он жаждет обрести жизнь, “полную тревог”, узнать радость борьбы, “обняться с бурей”. Это цельная, страстная натура:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…
Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в “чудный мир тревог и битв”, познать и испытать себя, он мечтает
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
По типу сознания (духовная независимость, масштабность переживаний, стремление к свободе и т. д.) Мцыри относится к числу литературных персонажей, восходящих к байроновской традиции. Однако в лермонтовской поэме традиционные для “байронизма” мотивы одиночества, бегства героя от чуждого ему окружения, поиска идеальной страны получают убедительную психологическую мотивировку. Стремление Мцыри к свободе – не бунт разочарованного романтика-индивидуалиста.

Его одиночество и тоска оправданы реальными жизненными обстоятельствами, ведь Мцыри – послушник поневоле, он вынужден жить среди чуждых ему по духу людей. Если монахи “лежали ниц” во время грозы, то Мцыри, напротив, “как брат, обняться с бурей был бы рад”; ему чужды и христианское смирение, покорность судьбе, а потому он, с гордостью выслушав увещевания старика монаха, перед лицом смерти говорит: “…о прощенье не молю…”.
Стиль поэмы, безусловно, может быть назван романтическим. Речь героя эмоциональна, насыщена яркими метафорами (страсть “сожгла” душу Мцыри; вспоминая своих сестер, он видит “лучи их сладостных очей”), субъективно-оценочными эпитетами (“ужасный час”, “невольный трепет”, “отрадный сон”). Вместе с тем Лермонтов широко использует и средства реалистического письма.

В речи героя преобладают слова, точно и прямо описывающие предметный мир (“прозрачная зелень” листов, “узкая тропа”, “сухой бурьян”).
Желание обрести отчий дом для Мцыри превыше всего, и об этом он, послушник православного монастыря, не боится говорить, и стоя на пороге смерти:
…за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…
“Кавказскому пленнику” не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы. Романтическим мотивом слияния с природой пронизан весь монолог героя. Развитие этого мотива достигает кульминации в описании поединка Мцыри с барсом. Это бой двух равных и близких друг другу существ.

Схватка Мцыри с барсом приобретает в поэме символическое звучание: это противостояние прекрасного и могучего животного и столь же прекрасного и могучего человека, природных сил и Личности.
Наделенный огромной моральной силой, способный к высоким страстям, Мцыри гибнет безвестным послушником, не найдя ни в ком понимания, оставшись одиноким. Страстная исповедь героя о трех днях, проведенных им на воле, становится его предсмертным монологом, обращенным к “бессильной старости”, более того – к православному монаху, который принципиально не способен разделить с героем идею бунта.
Однако, несмотря на трагическое одиночество Мцыри и трагическую развязку его истории, поэма в целом проникнута жизнеутверждающим пафосом. Лермонтовский герой, с его жаждой жизни, непосредственностью и любовью ко всему сущему, представляет собой полную противоположность героям Жуковского (в поэмах которого поэтизируется разрыв с бренным и греховным миром) или характерам, обрисованным Пушкиным в его “южных поэмах”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы “Мцыри”)