Особенности творчества Чехова

Антон Павлович-Чехов – русский писатель, драматург. Писал он в конце XIX столетии, но и теперь, в ХХI веке мы встречаемся с ним часто. Произведения его есть у каждого, кто имеет более или менее приличную библиотеку. Спектакли, поставленные за его пьесами, и сейчас идут во многих театрах, ежегодно проводится театральный фестиваль имени Чехова.

Когда пишешь о Чехове-Драматурге, следует вспомнить и о том, что Антон Павлович – мастер “малого жанра”. Со временем на основе некоторых собственных рассказов он создал драматические произведения для сценической постановки. Кажется, что Чехов – юморист.

Но развлекательный сюжет – это то, что лежит на поверхности. На самом же деле и в рассказах, и в драмах автор описывает реальные проблемы жизни: лицемерие, подлость, жадность людей, убогость и забитость простого люда, низкую культуру. В произведениях Чехом много разных людей: артисты, чиновники, студенты, учителя, врачи, писатели.

Читаешь рассказ или драму Чехова и ждешь, чем же закончится история, но не все произведения имеют завершенный финал. В этом и есть первая особенность творчества Чехова – автор не навязывает собственной мысли. Он не хочет привязывать историю к какой-то конкретной точке, так как считает, что читатель имеет возможность сам включиться в обсуждение темы и сделать собственные выводы. Возможно, выводы будут разные, но это не имеет значения: главное – взбудоражить читателя, сделать из него активного участника если не театральной, то жизненной драмы.

В этом плане Антон Чехов – “брат” норвежского драматурга Генриха Ибсена. Ибсен первым начал театральную революцию. Так же, как не понимали соотечественники Ибсена, так в начале не имел успеха Чехов-Драматург.

Например, о “Чайке” говорили, что она написана наперекор всем драматургическим правилам, убеждали, что публика еще не готова воспринять непростое символическое содержание произведения.

Театральные критики после провала спектакля (провала, кстати, ждал и сам автор) заявили: “Не чайка, а дичь какая-то!” Москва горячо дискутировала о таланте и отсутствии его в Чехове-Драматурге. И первым осмысливать и понимать новаторскую драматургию Чехова начал Немирович-Данченко. Оказалось, что сценарист Александринского театра просто-напросто не понял пьесы, не дорос еще до ее постановки, поэтому и произошел провал.

Немирович-Данченко и Станиславский взялись доказать, что при талантливом подходе скрытые подводные камни Чехова поднимутся на поверхность и заиграет пьеса всеми цветами радуги, заблестит на солнце. И вот – премьера! Публика с замиранием сердца следила за тем, что происходило на сцене.

Артисты играли так искренне, что зрителям делалось неловко – будто они подслушивают под дверями чужие секреты. На первый взгляд, в пьесе “Чайка” речь идет о любви – любовными чувствами охвачены почти все. Но если бы героям драмы пришлось выбирать между искусством и любовью, то на первое место они бы поставили искусство.

Это для них – основа жизни.

У каждой из действующих лиц есть какое-то свое занятие и определенное место в обществе: Сорин дослужился до уважаемого чина, но теперь в отставке и скучает, Дорн – врач, Медведенко – учитель. Среди них есть две знаменитости – Аркадьевна и Тригорин. Только Треплев неприкаянный “оборванець”, “приживала”.

Но именно к Треплеву возникает больше уважения, чем к другим персонажам. Возможно потому, что мать подвергает критике его пьесу – “это декадентское”. Нина говорит, что играть роль в его пьесе невозможно – “нет живых лиц”, “умерла любовь”.

Только Дорн заступается за Треплева, хотя заявляет, что до конца спектакля не понял, “но что-то в ней есть”. После прочтения пьесы “Чайка” возникает та же самая реакция: “что-то в ней есть” И это “что-то” нужно отыскать самому…

Или вот “Вишневый сад”: Раневская продает свое имение. Какая судьба ждет ее, брата, детей? Что будет с Фирсом?

Этого мы не знаем. Писатель не дает ответов на все вопросы – и только слышится, как рубят вишневый сад. Факт и философия.

Включаешь мышление и создаешь дальше: новый хозяин, новые порядки, новая жизнь не только в имении Раневской, но и везде на земле. Так как ничего не бывает постоянным. Жизнь изменяется. Старое отживает, и на смену ему приходит новое.

Возможно, оно не лучше, но оно новое и уже поэтому имеет право на жизнь. Кажется, Чехов создает зарисовки из жизни.

Свои драмы он называет комедиями, но наполняет произведения “слезами жизни”. Новым в чеховской драматургии также является то, что автор не дает собственной оценки персонажам, его герои неоднозначны, в каждом из них есть и положительное, и отрицательное. Чехов применяет принцип недомолвок, намеков; реплики часто бывают оборванными, но за паузой скрыто многое…

Чехов был драматургом-новатором, он писал так, как к нему еще не писал никто. Первым быть всегда тяжело. Но автор верил в свое дело. Никто не хочет быть высмеян публикой, никто не хочет театральных провалов.

Каждому грезятся переполненные залы, аплодисменты, цветы…

Чехов прошел и через провалы, и через аншлаги. На его судьбу пришлись и шквал критики, и елейная похвала, но драматург имел смелость быть оригинальным и неповторимым. Возможно, так как Чехов не старался копировать кого-то, а стремился быть самим собой, писать о том, что ясно и понятно, что волнует, его произведениями зачитываются и в наши дни.



Особенности творчества Чехова