Особенности поэзии Державина

Г. Р. Державин творил свои произведения в эпоху расцвета классицизма. Это искусство выделяло “высокое”, “среднее” и “низкое” направления. “Высокое” было связано с героическим и патриотическим началом в человеке: гражданское, патриотическое чувство делало человека личностью. Темами “среднего” и “низкого” жанров были исключительно чувства личные. О Державине говорят, что он нарушил систему трех “штилей”, созданную Ломоносовым.

Поэт смело соединял высокое, среднее и низкое в один живой образ.
Если

сравнить некоторые лучшие стихотворения Державина и приведенную в его теоретическом трактате “Рассуждение о лирической поэзии, или об оде” (1807 – 1816) деление од, то самой близкой самому поэту будет так называемая “смешанная ода”, где объединяются элементы высоких, низких и средних жанров. Жанр и стиль оды “Фелица” – лучшее тому подтверждение. “Богоподобная” Фелица показана снижено, обытовленно (“Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая бывает за твоим столом”). Но эти подробности не снижают образ сказочной монархини, а делают его реальным, человечным, из плоти и крови, как
будто точно списанным с натуры.

И, наоборот, образ “развратного мурзы”, обрисованный, казалось бы, ярко сатирически и содержащий в себе намеки на многих екатерининских вельмож, перерастает в образ человека, которому доступны высокие порывы. Он хотел бы научиться добродетели, в его уста вложены высокие слова:
Почувствовать добра приятство
Такое есть души богатство,
Какого Крез не собирал.
Итак, метод Державина позволял ему вносить в поэзию смело взятые из жизни или созданные воображением индивидуальные характеры реальных людей, показанных на фоне колоритно изображенной бытовой обстановки.
Державин воспевал в своих произведениях военные триумфы, победы, события придворной жизни. Но его всегда беспокоило то, насколько искренно и правдиво то, о чем он пишет:
Я любил чистоседечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
“Сердечная простота”, “язык сердца”, “чистосердечье”, “ум и сердце человечье”, “забавный русский слог” – во всех этих выражениях чувствуется некая антитеза: правда – ложь; искренность – неискренность; человечность – книжная схема, далекая от правды жизни. Можно ли сочетать “чистосердечье” и высокий “штиль”? Державин сам признавался, что не умел “выдерживать” великолепного “ломоносовского” парения в одах и потому избрал новый, совсем особый путь. Но и на этом “своем” пути приходилось спотыкаться.

Красноречие, не согретое живым чувством, было чем-то противоположным гению поэта. Лгать в стихах Державин не умел, преувеличить мог (гиперболы свойственны высокому стилю), льстить иногда приходилось, но поэт вовсе не считал это своей заслугой:
Ты сам когда-нибудь осудишь
Меня за мглистый фимиам.
За правду чтить меня ты будешь –
Она любезна всем векам…
Мы до сих пор ценим военные оды поэта, прославляющие силу русского оружия. Это не оды, а целые поэмы, переполненные грандиозными образами и картинами, где словесная живопись спорит с олицетворениями, аллегориями и другими обычными атрибутами торжественных од. Поэт, как всегда, много работал над текстом этих произведений. Но, видимо, все-таки душа к ним лежала меньше – не трогали они сердце.

Державин не раз говорил, что в последние годы своего царствования Екатерина II, вместо того, чтобы заняться внутренними делами России, помогать людям, нуждающимся в защите, все больше увлекалась победами и триумфами. Она перестала быть Фелицей. Это поэт хорошо знал как ее личный секретарь.

И громкие оды Державина уже не звучали вполне чистосердечно.
Державин чаще стал писать стихи, обращенные уже не к сильным мира сего, а к близким – друзьям, жене.
В 1812 году Державин создал стихотворную сказку “Царь-девица”, целиком построенную на образах русского фольклора. Вот как она начинается:
Царь жила-была девица,
Шепчет русска старина,
Будто солнце светлолица,
Будто тихая весна.
Очи светлы голубые
Брови черные дугой,
Огнь уста, власы златые,
Грудь как лебедь белизной.
Уйдя в отставку, Державин принимается за новые, итоговые издания своих сочинений, спешит закончить автобиографические “Записки”, “Рассуждение о лирической поэзии, или об оде”, где объясняет читателю свои теоретический метод и стиль.
В 1800-1810-е годы были созданы такие шедевры, как “Снигирь”, “Лебедь”, “Евгению. Жизнь Званская” и последнее знаменитое восьмистишие-акростих, записанное автором за несколько дней до смерти на грифельной доске, – “Река времен”.
Державин прославился как талантливы1 поэт и новатор в русской литературе эпохи классицизма. Переняв традиции, заложенные предшественником Ломоносовым, он создал свой неповторимый “смешанный” стиль.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Особенности поэзии Державина