Особенности поэтической речи и стихосложения

Стих – строка в стихотворном произведении. Строфа (от греческого букв, поворот) – в стихосложении – группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика – от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы – четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр.

3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе). Рифмовка Рифмы бывают мужские (когда ударение падает на последний слог в строке) и женские “когда

последний слог в строке безударный). Есть несколько типов расположения рифмующихся строк в строфе.

1. Парная рифмовка – в двустишиях, когда рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема – АА. 2. Перекрестная рифмовка – в четверостишии, когда 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й. Схема – АБАБ.

3. Кольцевая – в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й. Схема АББА. Стопа – повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места стихотворной речи. В силлабо-тонической системе стихосложения слабое место соответствует безударному, а сильное – ударному слогу.

Стопа

является метрической основой стиха, по ней определяется стихотворный размер. Двусложные размеры В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов – одного ударного и одного безударного. Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называется хореем.

Напр. : “Мчатся тучи, вьются тучи…” – Пушкин. Или “Выхожу один я на дорогу…” – Лермонтов. Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.

Напр. “Я вас; любил, любовь еще, быть может… ” – Пушкин. Или “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” – Пушкин. Пиррихий – условное название пропуска схемного ударения в хореических и ямбических размерах.

Напр. “Три девицы под окном” Пушкин. (трехстопный хорей с пиррихием на месте первой стопы). Или “И лучше выдумать не мог” – Пушкин. (четырехстопный ямб с пиррихием на месте третьей стопы). Спондей – условное название сверхсистемного ударения в стопе хорея или ямба.

Напр.: “Швед, русский, колет, рубит, режет” – Лермонтов. Трехсложные стихотворные размеры Состоят из одного ударного и двух безударных слогов. Дактиль (от греческого букв, палец) – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Напр. “В полном разгаре страда деревенская… ” – Некрасов. (четырехстопный дактиль) Амфибрахий (от греческого букв, с двух сторон краткий) – трехсложный метр с ударением на втором слоге.

Напр.: “Гляжу, как безумный, на черную шаль… ” – Пушкин. (четырехстопный амфибрахий). Анапест (от греческого – обратный дактилю, буквально – отраженный назад) – трехсложный метр с ударением на третьем слоге. Напр. : “Что ты жадно глядишь на дорогу…” – Некрасов. (трехстопный анапест) Аллитерация – повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов.

Является мощным художественно-изобразительным средством. Напр. : “Пора, перо покоя просит…” – Пушкин. Звукоподражательная аллитерация: в басне Сумарокова лягушки говорят: “О как, о как, нам к вам, к вам, боги, не гласить?..” В древнескандинавской и древнегерманской поэзии получил распространение так называемый “аллитерационный стих”, где в каждой строке по меньшей мере 2 или 3 слова должны были начинаться одним звуком. Ассонанс – повторение гласных звуков, преимущественно ударных, в стихотворной строке.

Также является изобразительным средством, составляет основу так называемых “неточных рифм”, в которых совпадает ударный гласный и не совпадает согласный: рука – стена – удар – взмах и т. д. Был широко распространен в средневековой романской поэзии (“Песнь о Роланде”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Особенности поэтической речи и стихосложения