Особенности любовной лирики М. Ю. Лермонтова
1. Особое место любовной лирики в литературе.
2. Неразделенная любовь юного поэта.
3. Любовная тема в творчестве Лермонтова.
4. Обзорный анализ любовных стихотворений.
Любовная тема в лирике любого поэта занимает особенное место. Это связано с тем, что слишком многое оказывается биографичным. У поэта со счастливой судьбой и стихотворения будут светлыми.
И наоборот, несчастья в любви рождают прекрасные, трогательные, но невероятно стихотворные строки.
По любовной лирике можно прочитать и жизненную любовную историю поэта, тем
С именем М. Ю. Лермонтова связывают новую страницу в истории русской литературы. Часто рассматривают творчество поэта как исполненное трагизмом и драматизмом. Это рассмотрение не случайно.
Много трагичного было в жизни поэта, гражданина, человека, однако много
Позднее, характеризуя этот период и общее настроение народа, В. Г. Белинский напишет: “Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото”.
Это высказывание стало верной характеристикой творчества поэта, балансирующего на грани между романтизмом мечтаний и идей и печальной, удручающей действительностью. Это противоречие, плотно вошедшее в лирику Лермонтова, приобрело невероятное напряжение. В произведениях неслыханное до этого сочетание – беспощадное отрицание всего грязного, грубого, вещного и могучий полет чистой поэтической мечты.
Романтизм Лермонтова основан на вере в существование иного мира, иной жизни, где человек может любить и обрести счастье.
Любовь для Лермонтова – особое, ни с чем не сравнимое чувство, потому для нее отведено особенное место в творческих исканиях. И. С. Тургенев скажет о нем впоследствии: “По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости”.
Формирование личности поэта произошло очень рано – в пятнадцать лет его характер был окончательно сформирован и представлял из себя целостную и динамичную картину. Уже в этом возрасте на свет появляются первые стихотворения о любви, отличающиеся глубоким философским и психологическим содержанием. В дневнике юный поэт пишет: “Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то”. Идеалы поэта прекрасны, но недостижимы: он мечтает не просто об изменении уровня жизни, а о наступлении “вечного блаженства”.
Ему необходимы изменения низменной человеческой сущности, разрешения противоречий, на каждом шагу встречающихся в этом далеком от идеала мире. Вечное существование – вершина поэтических помыслов Лермонтова. Однако даже оно не принесет поэту счастья.
Любовная лирика поэта не случайно проникнута нотками трагизма. Она омрачена единственной и неразделенной любовью к другу юности – В. А. Лопухиной. Поэт видит невозможность счастливых отношений и сознательно удаляется от этой любви от мира, окружая себя романтическим ореолом мученичества:
Душа моя должна прожить в земной неволе
Недолго. Может быть, я не увижу боле
Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.
Отчужденность от мирских страстей подчеркивается поэтом в тексте стихотворения следующей строкой: “Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом”.
Для поэта не существует понятия скоротечной, приземленной любви – это чувство единственно вечно и прекрасно. Иногда он отходит в сторону от своих верований, но эти строки – минутная слабость поэта:
У ног других не забывал
Я взор твоих очей.
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней.
Любовь простая, человеческая, кажется поэту только обузой, помехой. В произведении “Я не унижусь пред тобою” он говорит о том, что под напором вдохновения отступают и теряют для него страсти, способные скинуть его душу в бездну отчаяния и злобы. Любовь для него имеет роковой, судьбоносный характер:
Меня спасало вдохновенье
От мелочных сует,
Но от своей души спасенья
И в самом счастье нет.
Еще одно стихотворение “Сонет” также способно прояснить для читателя понимание любви в лирике Лермонтова. В этом произведении поэт противопоставляет свои идеальные воззрения и мечтания унылой безысходности действительности:
Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной,
И образ твой меж них, как месяц в час ночной,
Между бродящими блистает облаками.
В этом главное отличие лирики поэта от аналогичных произведений А. С. Пушкина. Для него любовь – божественный светлый дар. Это чувство свято и радостно. В его стихотворениях нет привнесенного извне трагизма, ведь любовь только сладостный, чарующий, прекрасный миг в жизни каждого человека.
Поэтому во многом любовная лирика Пушкина оказывается более реалистичной, несмотря на проступающие иногда пессимистические нотки.
У Лермонтова любовь – высокое, неземное, непостижимое чувство. При этом оно всегда неразделенное или утраченное. Стихотворение “Валерик”, часть которого стала самостоятельным произведением – романсом – передает читателю этот трагизм:
Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок;
Но я вас помню…
Для поэта характерным и традиционным становится мотив неверной любви, разлуки по вине любимой, но оказавшейся недостойной высоких и светлых чувств женщины. Разлад между действительностью и мечтой, характерный для романтического направления в лирике, оказывается убийственным для божественного чувства, разрушает его без остатка.
Лирика Лермонтова многое дает для понимания мировоззрения, мировосприятия поэта. В стихотворениях видна глубина и чистота, с которой он воспринимает жизнь, душевные переживания и богатство внутреннего мира поэта. Он ищет гармонию, вечную свободу и настоящие, подлинные чувства, но найти это ему не позволяет несовершенство мира и общества:
…Страдания человека –
В противоречивости чувств:
Никто не получал, чего хотел.
А что любил?..