Особенности конфликта в пьесе “Вишневый сад”
На уроках литературы мы читали и анализировали Пьесу А. П. Чехова “Вишневый сад”. Внешний Сюжет “Вишневого сада” – это смена владельцев дома и сада, продажа имения за долги. Сначала кажется, что в пьесе четко обозначены противодействующие силы, отражающие разные периоды бытия России того времени: прошлое (Раневская и Гаев), настоящее(Лопахин), будущее (Петя и Аня).
Кажется, столкновение этих сил и должно породить главный конфликт пьесы. Персонажи сосредоточены на важнейшем событии в их жизни – на продаже вишневого сада
Особенность
Для Раневской и Гаева, представителей прошлого, Вишневый сад – это единственное место на земле, где они еще могут чувствовать себя дома. В пьесе Чехова призрак покойной матери видится только Раневской. Только она способна уловить в белом вишневом деревце что-то знакомое, напоминавшее о материнской ласке, неповторимом детстве, о красоте и поэзии. Несмотря на ее доброту, любовь к красоте, она легкомысленная женщина, которая сорит деньгами, беззаботна равнодушна к судьбе России,
Она отдает последние деньги прохожему, когда у самой дома есть нечего и дает взаймы – “Дай ему. Ему же надо, он вернет”. Мало того, Раневская и сейчас забирает в Париж все деньги, присланные бабушкой для Ани. “Да здравствует бабушка!” – это восклицание не красит Любовь Андреевну, в нем слышится не только отчаяние, но и открытый цинизм. Гаев же – человек по-детски беспечный, также любит красивые фразы, добр.
Но его слова расходятся с делами, он брезглив к народу. От него ушли слуги – они его не понимают. Также не понимают хода его мыслей и смысл его изречений половые в трактире, которым он рассказывает об искусстве.
Лопахину Ермолаю Алексеевич присущ внутренний конфликт между внутренней самооценкой и внешним благополучием. С одной стороны он – купец, который смог позволить себе Покупку вишневого сада и поместья, в котором всю жизнь трудились его отец и дед, с другой стороны он нелестно очинивает себя с внутренней стороны. Это свидетельствует об шатком положении между его сущностью и внешним правлением. “Мой папаша был мужик, Идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой.
В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья.”
Также внутренний конфликт в себе имеет Петя Трофимов – учитель покойного сына Раневской. Он заключается в несоответствии слов и действий персонажа. Он ругает все то, что тормозит развитие России, критикует интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но Трофимов не замечает, что он сам и есть яркий представитель такой интеллигенции: красивые слова отличны от его действий.
Петр отрицает любовь, считая ее чем-то “мелким и призрачным”, он лишь призывает Аню верить ему, так как он предчувствует счастье. Раневская упрекает Т. в холодности, когда он говорит, что нет никакой разницы, продано имение В финале пьесы Т. разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его никчемной, хоть и освещенной красивыми словами, жизни.
В этом и заключается особенность конфликта – нет единого противостояния, а каждый герой углублен в решения своего собственного внутреннего конфликта.