Особенности конфликта пьесы А. П. Чехова “Три сестры”

А. П. Чехов входит в наше сознание с раннего детства. Каштанка, Васька Жуков знакомы нам с малых лет. Этот писатель смешит нас в веселых рассказах и заставляет над многим задуматься в своих пьесах.
Одна из самых известных пьес Чехова – “Три сестры”. Он пишет ее в августе-декабре 1900 года, живя в Ялте. И пишет специально для Художественного театра, где 31 января 1901 года и прошла премьера этой драмы.
Она мгновенно завоевала любовь зрителей. Роли в ней исполняли самые известные актеры того времени, их игра была просто великолепной. Но не

только актеры заинтриговали зрителей. В пьесе Чехов поднимает важные человеческие проблемы, главной из которых была проблема ориентирования человека в жизни.

Эта тема отчетливо прослеживается на протяжении всего произведения, повторяется в размышлениях, спорах, поступках героев.
Источником конфликта в пьесе является мотив одиночества современного человека в своей семье, среди людей, которых он любит и которые любят его. Но это не физическое одиночество, когда никого нет рядом в прямом смысле. Это отсутствие родственной души, которая понимала бы все душевные настроения, которой были бы близки надежды

и мечты.
В пьесе Чехова все герои – сестры Прозоровы, их брат Андрей, друзья их дома – разобщены и одиноки, несмотря на то, что они любят друг друга. Эти герои беспомощны: они не могут понять ни себя, ни окружающих.
Безусловно, в пьесе важное место занимают проблемы семьи и любви, именно вокруг них действуют все герои. Но все же главным для всех остается вопрос: “Как жить?” В первом действии звучат радостные слова Ирины: “Когда я сегодня проснулась, встала и умылась, то мне вдруг стало казаться, что для меня все ясно на этом свете, и я знаю, как надо жить”. Но наивность этих слов выясняется уже в следующем действии: “…Но оказалось все вздор, вздор!”.
Так же разочарована и Маша, но только в любви. Ей все казалось, что она нашла именно то, что нужно, нужного человека. О муже она говорит: “Он казался мне тогда ужасно ученым, умным и важным.

А теперь уж не то, к сожалению”. О Вершинине Маша отзывается: “Он казался мне сначала странным, потом я жалела его, … потом полюбила”. А в конце пьесы она говорит: “Неудачная жизнь..

Ничего мне теперь не нужно…”.
Сходны с этими словами и мысли Андрея: “Когда я женился, я думал, мы будем счастливы, все счастливы… Но боже мой… (плачет)”. Свои мечты и у Ольги, которые тоже оказываются несбывшимися.
Растерянность, разочарование, осознание обманутости объединяет всех главных героев пьесы. Их разрозненные возгласы сливаются воедино: “как идет время”, “что если бы начать жизнь снова”, “как обманывает жизнь!”, “жизнь промелькнула, как молния”. Стремление сестер “В Москву!

В Москву!” и его неосуществимость становятся в пьесе символом обманутых надежд.
Главные герои “Трех сестер” несчастливы, но смысл пьесы не сводится к изображению несчастливой жизни несчастных людей. Кстати, именно в этом обвиняла Чехова современная ему критика. Автор позволяет увидеть, глубоко проникнуть в причины несчастий своих героев.

Своеобразие конфликта этой пьесе заключается в том, что, сталкивая разных героев или группы героев, автор настаивает, что все они связаны, хотя и скрытно.
Здесь многие герои одновременно и сами являются несчастными, и являются причиной несчастья других. Поэтому Наташа, Соленый, Чебутыкин, Кулагин не противостоят остальным героям. У каждого из них свое представление о счастье, своя жизненная программа.

И каждый из них пытается донести свою “правду” до остальных.
Но другим эта “правда” кажется или смешной, или глупой, или странной. И встречает со стороны окружающих насмешку, или грубость, или равнодушие. Тузенбах говорит Ольге: “Такой вы вздор говорите, надоело вас слушать” на ее откровение о том, как она была бы счастлива не работать и выйти замуж.

А когда Ольге о своей любви будет говорить Маша, уже Ольга назовет это глупостями. Тузенбах, мечтающий работать и найти взаимность у Ирины, постоянно наталкивается на ее холодность. Еще холоднее Ирина отвечает на признание Соленого в любви к ней.
И у остальных героев происходит такое же непонимание друг друга. Каждый поглощен своим взглядом на вещи, не способен понять точку зрения другого. В ответ на свои изменения или откровенность он встречает лишь насмешку или грубость.
Здесь автор говорит о мнимости священных для человека форм: о семье, о детях, об интеллигентской вере в труд, в страдания ради будущих поколений. Разговоры героев в пьесе о будущем, о смысле жизни, о необходимости веры в счастливое будущее находятся в контрасте с нелепостью их реального положения, с их повседневным поведением.
Именно здесь автор показывает проявление иронии жизни. Но к концу пьесы становится ясно, что все споры, мечты, надежды – это необходимая часть жизни этих людей. Вопреки всему им “хочется жить чертовски”, “надо жить”, “и хочется жить!”.

И пока остается у героев это желание жить, столь же естественно для них и стремление верить, пытаться заглянуть в будущее.
Именно в этом и заключается своеобразие конфликта пьесы. Все сложные, общечеловеческие, казалось бы, неразрешимые конфликты между героями в конце пьесы сводятся к простому желанию – “Жить!”. Это позитивное отношение к будущему особенно ценно в пьесе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Особенности конфликта пьесы А. П. Чехова “Три сестры”