Особенности композиции поэмы Твардовского “Василий Теркин”

Поэту Твардовскому удалось сказать свое веское слово о Великой Отечественной войне в связи с сильным чувством сопричастности, которое органически присуще его таланту и складу личности. Это в полной мере подтверждается его поэмой “Василий Теркин”.
Действие “Книги про бойца” начинается с “середины” и завершается “без конца”. Сюжет поэмы хронологический. Его развитие следует за ходом военных событий, отраженных в произведении, “по горячим следам”, как репортажные зарисовки. Главы представляют собой эпизоды в

динамическом движении.

Они связаны постоянным мотивом дороги. Но, в то же время, в каждой из глав есть внутренняя сюжетная основа, обуславливающая их законченность и обособленность. Все эпизоды – это не только части поэмы, но и самостоятельные произведения, каждое из которых могло оказаться последним и для автора, и для солдат-читателей.
Вторая глава “На привале” является экспозицией поэмы, “присказкой”, где дается характеристика главного героя и места действия. Время и место действия – война, пронизывающая едиными переживаниями всю “величайшую землю”. Происходящее на войне близко

и понятно не только “в первом взводе”, где появился новый боец, но и в каждой роте вообще.

При этом глава имеет и самостоятельное значение как картина привала в полку, усталом от похода.
Третья глава – “Перед боем” – также является бытовой зарисовкой. Герой рассказывает в ней о выходе из окружения и о том, как бойцы попадают в родную деревню их командира. Нити стягиваются к сюжетному центру – жизни Василия Теркина, пришедшего на войну с первого ее дня.
В четвертой главе начинается развитие боевых действий. Новое поколение продолжает суровый путь своих предков, отдавая жизнь за освобождение своей земли. Конфликт поэмы получает не только национальную и общественно-политическую, но и нравственную оценку.

Кульминации он достигает в главе “Поединок”, где проявляются отношения между врагами.
В главе “От автора”, начинающей вторую часть, после того, как “сто страниц минуло в тишине”, подтверждается, что она создается без особого сюжета, так как на войне сюжета нет. Художественной целью является воплощение “правды” войны – страшной правды, когда:
Ветер злой навстречу пышет,
Жизнь, как веточку, колышет,
Каждый день и час грозя.
Кто доскажет, кто дослышит –
Угадать вперед нельзя…
Во второй части повествование ведется, главным образом, от лица автора, который является и рассказчиком, и лирическим героем. Автор идет вслед за Теркиным, доверяя ему свои чувства и мысли и от себя высказывая “то, что молвить бы герою”. Эпический и лирический смысл поэмы сливаются, так как автор ощущает себя кровно причастным к тем событиям, о которых повествует.
Действие третьей части поэмы возвращает нас в те места, где проходил “первый взвод” в начале поэмы. Кольцевая композиция произведения позволяет рельефнее изобразить перемены в военной обстановке и в настроении солдат, главным в которых становится любовь к родной стороне. Взвод стад гвардейским, Теркин – лейтенантом, его смоленская родня оказывается уже не в плену, а в родном тылу.
Каждая глава поэмы открывает новую страницу войны, по-иному заставляет взглянуть на проявления русского национального характера.
Героика финала поэмы, его ситуаций, победный пафос обусловлен не только приближением часа, когда “войне – отбой”. Она объясняется и осознанием красы и силы, выносливости, самоотверженности характера русского народа, выдержавшего страшное испытание на прочность.
Последняя главка “От автора” завершает поэму, подводя итог не развитию сюжета, а созданию “Книги про бойца”. Эта книга закончилась вместе с войной, закрылся “особый счет” боевых дней и верст. Она была необходима, как гармошка на привале, поддерживающая в трудную минуту “радостью нежданной”.
Сюжет “Василия Теркина” так и остался без конца, открытым для продолжения рассказа о жизни автора и героя. Но конфликт получил свое разрешение. В споре двух сил одержали победу добро, любовь, человечность, душевная широта, сама жизнь.
Реалистическое воспроизведение правды жизни, ее движения и многообразия обусловило незавершенность сюжета и свободную композицию произведения. Непринужденность развития сюжета обусловила щемящую эмоциональную тональность поэмы. В “Василии Теркине” каждой детали, поступку, слову придается особое значение, так как они могут оказаться последними “перед той глухой разлукой, Что бывает на войне”.
Композиция поэмы образует кольцо. Но не по замыслу автора, а по воле истории, заставляющей победителей вновь пройти по когда-то с болью отданным врагу местам. Каждое из событий этого пути оказывается на пересечении эпического и лирического ракурсов изображения, благодаря чему картина приобретает объемность.

Лирические отступления становятся в произведении эпическими главами (“От автора”, “О себе”), а в высказываниях героя слышны задушевные мысли автора.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Особенности композиции поэмы Твардовского “Василий Теркин”