Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока “Двенадцать” (Второй вариант)
Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались – поколочу!
А. Блок
По мере становления А. Блока как поэта, изменения его отношения к жизни, менялась и его поэзия, художественная манера написания произведений.
А. Блок начинал свой творческий путь как поэт-символист, стараясь хотя бы в своей поэзии достичь мечты, идеала Вечной Женственности, который, по его мнению, сумел бы преобразить и окружающий мир. Но постепенно он зашел в тупик и обратился к миру земному, в его творчестве появились
Именно разрушение этого старого, но уже отжившего свое, больного мира ярко отобразил А, Блок в своей поэме “Двенадцать”.
В этом произведении А. Блок не стремился выразить свое отношение к революции, его задачей было максимально объективно показать эту переломную эпоху. Ненавистный поэту старый мир представлен в виде нищего, паршивого, голодного пса, сопровождающего бойцов революции и не желающего отставать. Он так
Старый мир, как пес паршивый, Провались – поколочу!
Нет человека, которого не затронула бы революция, поскольку она была связана с коренными изменениями всего общества, а для Блока – и целого мира, поэтому в такое переломное время людям тяжело устоять на ногах:
Завивает ветер Белый снежок. Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходокСкользит – ах, бедняжка!Представители старого мира – буржуи, долгополые “товарищи попы”, дамы в каракуле, писатели-витии – не могут ничего предпринять против натиска новых революционных сил, они лишь причитают или злословят: “Ох, большевики загонят в гроб!”, “Предатели!”, “Погибла Россия!”, “Уж мы плакали, плакали…”
Но кто же они – борцы и участники революции? А. Блок не идеализирует их, не выставляет в лучшем, чем они есть, свете:
В зубах – цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!
“Бубновый туз” – это знак каторжника, разбойника. Так вот каковы эти защитники Революции! Перед нами – образы разрушителей, пусть даже и старого мира.
Они еще не знают, что у них впереди. Над ними “черное, черное небо”, перед ними – непроглядная тьма, в сердцах только
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…Черная злоба, святая злоба…Эти люди восстали против отжившего, больного, мертвого, но вместе с тем они готовы стрелять и по бывшему когда-то для них самих дорогим, святым:
…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль…Но ведь ломать – не строить! Революция не может победить, лишь разрушая, не предлагая ничего взамен. Этим солдатам предстоит переплавить в первую очередь себя и лишь затем сможет измениться мир.
А это очень болезненный, сложный и кропотливый процесс. Наверное, поэтому всю поэму насквозь пронизывает ветер – символ стихийного начала, поднявший революцию и хозяйничающий не только на улицах города, но и в душах бойцов за новый мир.
Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем божьем свете!Этот ветер постепенно перерастает во вьюгу, которая уже мешает, а не помогает, сбивает с ног, не дает людям видеть друг друга. Хочется верить, что солдаты революции устоят перед стихией, сумеют найти новые опоры, провозгласить новые, созидательные принципы, ведь
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной поступью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос!