Размышление по произведению «Момент» Владимира Винниченко. Время состоит из моментов. Мы незаметно проходим мимо одних, при упоминании о других сердце начинает тревожно колотиться, некоторые запоминаем навсегда.
И нет четкого алгоритма, почему происходит именно так. Иногда доверчивый взгляд, горячее дыхание, неуловимый аромат, который кружит в воздухе, условия, место встречи, твой социальный статус — все это ничто: есть лишь ощущения и эмоции — извечная загадка человечества. Возникая в определенный момент, они поглощают человека.
Слепят глаза, завладевают сознанием, подчиняют волю и ум, лишают нас возможности говорить. А когда пламя угаснет, мы думаем, что тепло его будет согревать нас всю жизнь. Произведение «Момент» Владимира Винниченко — новатора в украинской прозе и драматургии — изображает тот отрезок времени, который невозможно забыть. События, близкие для бывшего политзаключенного В. Винниченко, становятся лишь почвой, на которой расцветает цветок любви-счастья.
Импрессионистическая форма изложения, эмоциональность и психологизм произведения заставляют читателя в полной мере ощутить то, что переживал главный герой произведения, который должен был немедленно пересечь границу. Наилучшее время для задуманного — темная ночь, но он не имеет выбора. Еще одно необычное обстоятельство — пересечь границу он должен вместе с, как оказалось потом, «знакомой в прошлой жизни» незнакомкой.
Экстремальность ситуации, момент на границе жизни и смерти, восприятие окружающей среды на эмоциональном уровне, состояние героя — спокойное, уравновешенное, ненапряженное, словно затишье перед грозой. Он не только видит и ощущает такие мелочи, как соломинки, которые кололи лицо во время переезда, запах дерюги, которой когда-то накрывали огурцы, шорохи сорняка, бездорожье, по которому едет подвода, белые березы, мотыльки, кузнечики. Все это запечатлевается в его памяти с такой силой, что потом, в тюремной камере, он способен воссоздать тончайшие нюансы, самые мельчайшие, но такие важные детали, без которых мир не был бы гармоничным. Сама природа, которая живет по своим законам, без выдуманных человечеством «паспортов, моралей…», предоставляет на несколько часов, уютный приют двум людям, «загнанными другими людьми», дает возможность наиболее полно раскрыться, ощутить связь с ней, пробудить первоначальные инстинкты, слиться с «большим прекрасным процессом жизни».
Автор умышленно не называет имен героев, мы ничего не знаем об их детстве, жизни, которая заставила их идти опасным путем.
Знаем только главное: они — протестанты по характеру, которые не соглашаются с условиями, которые им навязывает общество. Случайная встреча свела людей, которые, пересекшись лишь раз в жизни, будут всегда носить в душе любимый образ. Циники не поверят в бесконечность этих чувств, а скептики вообще не назовут эти чувства любовью. Возможно, эта любовь кажется обманчивой, нереальной и… временной, но для героя она является вечной.
Так как нет в мире ничего более постоянного чем временное. И эту любовь, такую короткую и призрачную, но незапятнанную обыденщиной, не заклейменную грязными руками (а люди часто имеют привычку все портить), он будет носить в душе всю жизнь.
- Особенности импрессионистической прозы Владимира Винниченко Время состоит из моментов. Мы незаметно проходим мимо одних, при воспоминании о других сердце начинает тревожно колотиться, некоторые запоминаем навсегда. И нет четкого алгоритма, почему происходит именно так. Иногда доверчивый взгляд, горячее дыхание, неуловимый аромат, который кружит в воздухе… Условия, место встречи, твой социальный статус — все это суета: есть лишь ощущения и эмоции — ... Читать далее...
- Психологизм и особенности внешней изобразительности Бунинской прозы Иван Алексеевич Бунин — величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». Поощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин — лауреат самых различных премий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 ... Читать далее...
- Сюжетно композиционные особенности прозы П. Кулиша Предисловие произведения — мировоззренческого содержания, отступление-размышление о поэтах построено как обращение с элементами разъяснения образованного мужчины простому. Собственно, построение произведению может восприниматься амбивалентно: как вставная новелла о воре или же обрамлении о путешествии (мотив пути, распространенный в мировой литературе). Притчевость произведения раскрывается в последнем риторическом вопросе, своеобразном философском пуанте, — что сделали бы с вором ... Читать далее...
- Особенности прозы Платонова Андрей Платонович Платонов доучился до аттестата зрелости еще при царском режиме. Считал себя пламенным «трибуном передового класса». Был рабочим, но и был знаком с новейшей западной философией. Философская поэтика выстроила в его голове романтический образ Царства Справедливости. Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, ... Читать далее...
- Стилистические особенности критической прозы А. Белого Критическая проза Белого необычайно широка и разнообразна по содержанию и жанрово-тематическому диапазону. Целая серия малых и больших его статей, как уже говорилось, посвящена философско-эстетическим вопросам, прежде всего теоретическому обоснованию символизма. Рядом с ними — импрессионистические литературные портреты русских писателей XX века и статьи-рецензии на их произведения, иногда исключительно блестящие и оригинальные по форме, например «Трилогия ... Читать далее...
- Стилистические особенности прозы А. П. Чехова Многие литераторы 80-90-х годов XIX века показывали неодолимо гнетущее влияние среды, их герои уныло повторяли: «Среда заела!» Чехов же сосредоточивает свое внимание на том, как человек противостоит своей среде, как он выбивается из-под гнета раз и навсегда заведенных правил, условностей, привычек; иначе говоря, как он противоборствует укладу жизни. В рассказах, повестях, пьесах Чехова всегда ощутим ... Читать далее...
- Художественные особенности прозы Саши Соколова Я нить свою тяну из стран теней… Из школ теней, и мы тех школ питомцы. Виктор Соснора Саша Соколов — русскоязычный писатель современного литературного зарубежья. На обложке первого изданного романа Соколова читатели могли прочесть слова Владимира Владимировича Набокова: «Школа для дураков» — обаятельная, трагическая и трогательнейшая книга». Мастер как бы передавал сбереженную в изгнании лиру ... Читать далее...
- Особенности прозы Андрея Платонова Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за временем. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание ... Читать далее...
- Особенности современной русской прозы Литературный процесс 1970 — 1990 годов 20 века с самого начала обозначил свою нетрадиционность, непохожесть на предшествующие этапы развития художественного слова. Произошла смена художественных эпох, эволюция творческого сознания художника. В центре современных книг оказываются проблемы нравственные и философские. Художественная литература возвращает себе исследовательский пафос. Одной из центральных проблем современной, прежде всего, реалистической, прозы стала проблема ... Читать далее...
- Особенности бунинской прозы (по рассказам «Господин из Сан-Франциско» и «Солнечный удар») И. А. Бунин достиг высокого мастерства в области «малой» формы прозы — рассказа, оставив для потомков блестящие образцы этого жанра. Примером тому могут служить рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Солнечный удар». На первый взгляд, два этих рассказа ничто не связывает между собой, кроме, конечно, имени автора. У них разные сюжет, тематика, стиль. Но, с другой ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Особенности стиля прозы Н. С. Лескова» Николай Семенович Лесков — один из немногих русских писателей, который так ярко и органично демонстрировал своим творчеством традиции российского народа и его самобытность. Одной из причин такого умения была, безусловно, его глубокая вера в духовную силу русских людей. Однако нельзя сказать, что Лесков придерживался крайностей а превозношении своего народа. Как говорил сам Николай Семенович, он ... Читать далее...
- Особенности «женской» прозы: Палей, Полянская, Толстая, Щербакова Как мы уже отмечали, при исследовании женской прозы критиками и литературоведами намечено два подхода: первый — женской прозы как литературно-эстетического феномена не существует, так же как и «женственного стиля», откуда следует, что произведения писательниц нужно исследовать индивидуально, в контексте именно их творчества. Второй подход наиболее убедительно сформулирован Т. А. Ровенской. Она пишет, что женская проза ... Читать далее...
- Особенности проблематики одного из произведений военной прозы по одному из произведений по выбору (В. Кондратьев. «Сашка») Повесть «Сашка» посвящена одной из важнейших проблем военной литературы вообще, человек на войне. В центре художественной вселенной В. А. Кондратьева овсянниковское поле — в воронках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, с валяющимися простреленными каска ми, с подбитым в одном из первых боев танком. Оно ничем не примечательно. Поле как поле. Но для ... Читать далее...
- Общая характеристика «деревенской прозы». Герой деревенской прозы Чуть раньше, чем поэзия «шестидесятников», в русской литературе сложилась наиболее сильная в проблемном и эстетическом отношении литературное направление, названное деревенской прозой. Это определение связано не с одним предметом изображения жизни в повестях и романах соответствующих писателей. Главный источник такой терминологической характеристики — взгляд на объективный мир и на все текущие события с деревенской, крестьянской точки ... Читать далее...
- Жанр прозы Александра Жолковского В числе первоначальных названий «прозы» два имеют прямое отношение к Соколову: «Борхесандрия» и «С./З». Второе, неиспользованное, но сохраненное в тексте заглавие воспроизводит в русскоязычном варианте первые буквы «американизированных» на новой родине фамилий Соколова и Жолковского. Они написаны через косую черту, что должно означать: «Соколову — Жолковский». Перед нами — зашифрованная, имеющая игровой характер форма посвящения. ... Читать далее...
- «Лебединая стая» как образец «химерической прозы» В шестидесятых годах XX ст. в украинской литературе возникла оппозиция диктатуре метода соцреализма. Одной из наиболее заметных течений была так называемая «химерическая проза», которая насмехалась над официально узаконенными догмами, сведению личности к стандарту, фальшивой патетике, добывала из недр народной памяти остроумное слово. Ее признаки: заимствование стилевых черт барокко, эмоциональность, экспрессивность, объединение реального с мифологическим, временно-пространственные ... Читать далее...
- «Натуральное» течение «другой» прозы «Натуральное» течение «другой» прозы генетически восходит к жанру физиологического очерка с его откровенным детальным изображением негативных сторон жизни, интересом к «дну» общества. Писатели-«натуралисты» не склонны маскировать страшную и жестокую действительность, где попирается достоинство человека, где хрупка грань между жизнью и смертью, где убийство воспринимается как норма, а смерть — как избавление от издевательств. Показывая грязь ... Читать далее...
- Анализ прозы и поэтики Ив. Бунина В. Брюсов, оценив раннюю пейзажную лирику Ив. Бунина, обронил несправедливое: «Совсем слабы все стихи, где Бунин порой хочет морализовать или, еще того хуже, философствовать». И по сей день этот период бунинской поэзии называют «слишком литературой». Где корни столь ошибочных суждений? Молодые художники искали вечное, нетленное в обычном, несовершенном. Их оценки часто прятались в подтексте, нередко ... Читать далее...
- Характерология современной прозы Характерология прозы опирается на исследование духовного мира действующих лиц, которые утверждаются как эстетически значимые потому, что заключают в себе неповторимый внутренний мир. Характерология — это воплощение множества индивидуальностей. Современная проза представила нам драматизм и сложность переживаний человека, открыв эстетическую значимость личной жизни наряду с общественной. Только при этом условии оказалось возможным воплощение исторического подвига народа, ... Читать далее...
- Бунин Иван Алексеевич: мастер русской реалистической прозы И. А. Бунин является одним из крупнейших мастеров русской реалистической прозы и выдающимся поэтом. В пору творческого расцвета писатель-реалист правдиво отразил темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проницательный взор художника видел неминуемое разрушение и запустение «дворянских гнезд», наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Антикапиталистические обличительные настроения с большой силой ... Читать далее...
- «Тонкий скептицизм» чеховской прозы «Чехов овладел своим представлением жизни» и освещает ее с «высшей точки зрения», — написал М. Горький в 1900 году в статье по поводу рассказа Чехова «В овраге». А в воспоминаниях о нем писатель тонко подмечает черты поэтики зрелого Чехова: «Это часто бывало у него: говорит так тепло, серьезно, искренно и вдруг усмехнется над собой и ... Читать далее...
- Григорий Квитка-Основьяненко — отец украинской прозы Появление повестей и рассказов Квитка-Основьяненко на украинском языке представляет собой новый важный этап не только в его творчестве, а и вообще в развитии украинской литературы, в формировании ее реализма и народности. В 30-х годах XIX столетия в новой украинской литературе развивались поэтические и драматические жанры. Требования времени, усиление реалистичных задач литературы нуждались в изображении действительности, ... Читать далее...
- Новаторство художественной прозы Н. М. Карамзина Писателем-новатором, разрабатывавшим новое в европейской литературе направление, Н. М. Карамзин проявил себя еще в художественно-публицистическом сочинении «Письма русского путешественника», вставшем вровень с главным произведением английского сентиментализма — романом «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна. Непривычным воспитанному на классицизме читателю XVIII в. показалось уже то, что Карамзин всерьез обратился к «низкому» жанру писем, успешно использовав его возможности для ... Читать далее...
- Сочинение рецензия: Анализ послевоенной прозы Доперестроечная проза характеризовалась жанровым и стилевым богатством. Во всех тематических рубриках — деревенская, городская, военная, историческая, научная, сатирическая, фантастическая — заявили о себе оригинальные писательские дарования. Впервые за долгое время, начиная с 1920-х годов, прозаические жанры вышли на уровень большой литературы и вернули себе в ней лидирующее положение. Во второй половине 1980-х годов, когда началась ... Читать далее...
- Панорама французской прозы середины ХІХ века Формирование реализма во французской литературе началось еще на границе ХVІІІ-ХІХ ст. Существенной особенностью литературного процесса во Франции середины XIX ст. является то, что реализм развивался во взаимосвязи и взаимодействии с романтизмом. И Стендаль, и Мериме, и Бальзак принимали участие в романтическом движении и совместно с романтиками боролись за «новое искусство» против классицизма, «старого искусства» феодально-абсолютистского ... Читать далее...
- Проблемы развития прозы: «Оттепель» Еще в 1948 г. в журнале «Новый мир» было опубликовано стихотворение Н. Заболоцкого «Оттепель», в котором описывалось обычное природное явление, однако в контексте тогдашних событий общественной жизни оно воспринималось как метафора: Оттепель после метели. Только утихла пурга, Разом сугробы осели И потемнели снега… Пусть молчаливой дремотой Белые дышат поля, Неизмеримой работой Занята снова земля. Скоро ... Читать далее...
- Философские основы «свободной прозы» Валентина Катаева Три старых крупных мастера литературы реализма Валентин Катаев, Луи Арагон, Анна Зегерс, переступив порог 70-летия, стали экспериментировать и писать в совершенно новой манере. Можно ли считать это личным грехом старых писателей или есть в этом закономерность? Никто не сомневается в жизнеспособности реализма. Но реализм XX века — это не барон фон Гринвальдус, который сидит на ... Читать далее...
- Винниченко — прозаик от божьей милости «Прозаик от божьей милости», как называли Винниченко, имел еще и незаурядный дар драматурга. В наше время исподволь, осторожно и немного боязливо поворачивается к зрителям театр Винниченко. На киевских сценах поставлены пьесы «Пригвозденные», «Грех», спектакль «Момент» (по ранним рассказам), театры Львова представили зрителям «Закон», «Между двух сил» и драму «Черная Пантера и Белый Медведь». По последней, ... Читать далее...
- Характер соотношения поэзии и прозы в романе «Доктор Живаго» В 1987 г., через двадцать семь лет после смерти, Пастернак был восстановлен в Союзе писателей. Роман «Доктор Живаго» вышел в 1988 г. в «Новом мире» миллионным тиражом. Представил его читателям Д. С. Лихачев. Далеко не все восприняли его появление положительно. Критики Д. Урнов и П. Горелов выступили со статьями, оценивающими и роман, и автора в ... Читать далее...
- Повествовательные рамки прозы К. Паустовского Проза К. Паустовского в полной мере обладает тем редкостным свойством, какое присуще лишь самой жизни, — она бесконечно разнообразна в своих смысловых, красочных, музыкальных, порой едва уловимых подробностях, неизменно свежа, так что при любом повторном чтении всегда кажется чуточку незнакомой. Это, наверное, и придает каждой встрече с ней легкий привкус неразгаданной прелести. Ее можно перечитывать ... Читать далее...
- Художественное своеобразие прозы Чехова в русской литературе Еще в 1882 г. Пушкин заметил: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы». На этих принципах строится проза Чехова, который сумел точно и кратко передать правду самой обычной, будничной жизни, увидеть, как проявляются трагические коллизии во внешне спокойном течении действительности, в ее мелочах, как может быть ужасна жизнь внешне вполне благопристойная и мирная, если ... Читать далее...
- Анализ прозы Зощенко Правда, попытки Зощенко писать по-новому были поняты не сразу. Один из первых рассказов Зощенко принес в журнал «Современник», редактором которого был поэт М. Кузмин. Рассказ принят не был. «Ваши рассказы очень талантливы,- говорит Кузмин… — Но согласитесь сами — это немножко шарж. — Это не шарж,- говорю я. — Ну, взять хотя бы язык. — ... Читать далее...
- Реализм и народность художественной прозы Б. Гринченко Дикой, темной силой веет от крестьянской жизни. Казалось бы, что может быть лучше: беленькие хаты, вишневые сады, земля. Но в этих беленьких домам происходит трагедия за трагедией, которые губят семьи. А самое страшное, что невозможно найти выхода из этого положения. Ужасная, но реальная правда жизни народа, которую нельзя спрятать за вишневыми садиками. Поэтому так страдает ... Читать далее...
- Эссе Дж. Джойса » Джакомо Джойс» — шедевр модернистской прозы Любви Любовь сотни раз воспетое и каждый раз другое человеческое чувства. Жизнь влюбленного перебегает в непривычном измерении. Рядом с дорогим человеком время стремительно убегает. А когда ее нет рядом, то польются, набегая один на один, воспоминания: «Бледное лицо в рамке душистого меха, ее руки стыдливые и нервные»; «высокие каблуки выстукивают пустошь на звонких каменных ступеньках»; «юбка ... Читать далее...
- Краткие изложения из прозы эпохи Тан Повесть о красавице Ли. В стародавние времена подрастал в семье знатного сановника сын, юноша необычайных дарований. Отец гордился им. Пришла пора отправляться на государственные экзамены в столицу. Юноша въехал в Чанъань через ворота квартала увеселений и тотчас заприметил возле одного из домов красавицу. Похоже, и та отметила молодца. От людей наш герой узнал, что девица ... Читать далее...
- Астафьев, Белова и другие писатели «деревенской прозы» Подлинным событием в литературе было появление прекрасной повести В. Белова «Привычное дело» (1966). Взамен стандартных типажей работников «кормоцеха» перед читателем предстал Иван Африканович, характер живой, полнокровный. Без преувеличения можно сказать, что это произведение оказалось таким же этапным событием в литературе, каким в свое время были очерки В. Овечкина. Белов сказал правду о человеке, не идеализируя ... Читать далее...
- Краткий обзор прозы Пушкина первой четверти ХІХ века «Повести Белкина». Первое законченное прозаическое произведение было написано Пушкиным в 1830 г. во время знаменитой Болдинской осени. Простота и непринужденность повествовательной манеры подчеркивались тем, что отдельное издание этих повестей было приписано Пушкиным вымышленному И. П. Белкину, который якобы только собрал рассказы «от разных особ», а сам ничего не выдумывал от «недостатка воображения». В примечании Пушкин ... Читать далее...
- Величайший успех русской прозы — И. Бабель Первый рассказ Бабеля появился в 1916 г. в Горьковской Летописи и ничего особенного не обещал. После этого он исчез из литературы на семь лет. В 1920 г. он принимал участие в польской кампании Буденновской красной конницы. В 1923 г. в литературных журналах стали появляться его короткие рассказы — и они сразу создали ему славу первоклассного ... Читать далее...
- ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ» ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ» Рассказ «О чем плачут лошади» написан одним из самых талантливых писателей советского периода — Федором Александровичем Абрамовым. В своем произведении автор затрагивает очень важные проблемы: экологическую, нравственную, проблему прошлого и настоящего. Композиция — это структура произведения, объединение всех его компонентов в художественно-эстетическую целостность. В структуре ... Читать далее...
- ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ». ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ С самого начала писательской деятельно- сти Гоголь мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нра- вов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма «Мертвые ду- ши», написанная в 1842 году. Первое издание книги называлось «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Такое название снижа- ло ... Читать далее...
Особенности импрессионистической прозы