Особенность творчества Гильена

Гильена родился в семье бывшего мастера-серебрильщика. Родители Гильена – мулаты и потомки мулатов. Этот факт послужит причиной будущей заинтересованности юного поэта именно творчеством специфического этноса, который сформировался на острове Куба в результате слияния разных рас и народов.

Со временем отец Гильена стал журналистом, а в 1909 -1913 гг. был сенатором республики, погиб в 1917 г. Гильен вырос в обстановке политической борьбы. В 1920 г. он стал бакалавром, тогда же на страницах журналов и газет появились его первые стихи, созданные под влиянием эстетики модернизма (“Ум и сердце”, опубл. в 1965 г.). В 1921 г. Гильен стал студентом юридического факультета Гаванского университета, но, разочаровавшись в юриспруденции, бросил университет и возвратился домой.

В 1923 г. он основал журнал “Лиса” и начал пробовать свои силы в журналистике. В 1926 г. Гильен нанялся на службу в государственный секретариат внутренних дел. В это время он писал авангардистские стихи, часто публиковался в газетах и журналах.

Конец 20-х – начало 30-х гг. стал периодом активной политической деятельности Гильена.

В 1930 г. в газете “Диларио где ла Марина” появились стихи, объединенные им в сборник “Мотивы сна” (“Motivos del son”), где поэт использует традиционные для негритянско-кубинской народной литературы мотивы и ритмы. Сон – народный танец с пением, который возник на Кубе в результате слияния испанской традиции и песенного фольклора кубинских негров. Герои этих стихов – простые люди его страны. Такого типа произведения, написанные Гильеном, были непривычными и новаторскими по своему звучанию.

Тем самым поэт создал кубинский национальный стих, хотя в раннем периоде творчества Гильена глубоких проблем и идей еще нет. Второй сборник поэта “Сонгоро Косонго ” (“Songoro Cosongo”, 1931), где опубликованы ” стихи-мулаты”, по выражению самого поэта, был ознаменован возвратом к социальным мотивам и получил значительный резонанс на Кубе, а сам Гильен выдвинулся в ряд наиболее сильных представителей т. н. “негритянской поэзии”.

С 1934 г. политическая тема начала занимать все большее место в его творчестве. Подтверждает это сборник “Вест-Индийская компания” (“West-Indies Ltd”, 1935), в центре внимания которой проблемы негритянского народа и где социальные, антиимпериалистические мотивы особенно выражены. Центральное место в сборнике отведено поэме с одноименным названием. Героем сборника является народ, который страдает и борется.

Именно из “Вест-Индийской компании” “негритянская” тема в творчестве Гильена как составная часть проблем кубинского народа, которые он поднимает в своих произведениях, стала доминирующей. Во время пребывания в Мексике Гильен создал сборник “Песни для солдат и соны для туристов” (“Cantos para soldatos y sones para turistas”, 1937). В него вошли антимилитаристские стихи и поэма “Хосе Рамос Канталисо”, в которой выведен образ народного певца.

В годы испанской войны Гильен работал корреспондентом и в том же 1937 г. вступил в коммунистическую партию Кубы. В это время Гильен принимал участие в работе II Международного конгресса писателей на защиту культуры, отстаивал Испанскую республику в своих выступлениях и печати. Вместе с X. Маринельо он опубликовал серию репортажей под названием “Люди республиканской Испании”(“Hombres de Espana leal”, 1938) и поэму “Испания.

Поэма в четырех печалях и одной надежде” (“Espana. Poema en cuatro angustias y unaesperanza”, 1937).

В годы Второй мировой войны Гильен активно участвовал в антифашистской борьбе и вместе с тем создал поэтический цикл, со временем объединенный в сборник под названием “Все песни” (“El son entero”, 1947). Здесь поэт развивает и углубляет темы, характерные для его раннего творчества.

После Второй мировой войны Гильен стал одним из руководителей движения приверженцев мира, за что его по приказу диктатора Батисты несколько раз арестовывали.

В 1945 г. Гильен много путешествовал по странам Латинской Америки. В творчестве Гильена послевоенных лет политическая тема и заинтересованность политикой в целом не исчезают. Свидетельством этого являются произведения, в которых поэт чествует память своих соратников по революционной борьбе.

Им посвящено несколько элегий: “Элегия о Жаке Румене в небе Гаити” (1948), “Элегия памяти Хесуса Менендеса” (1951), “Элегия на смерть Эммета Тилла” (1956) и т. д. Изображая трагическую гибель своих героев, Гильен проповедует веру в торжество справедливости, отплаты убийцам и тиранам и неисчерпаемую веру в силы народа.

В 1954-1958 гг. Гильен находился в эмиграции. В 1958 г., когда он много путешествовал и натянуто проживал за пределами своей страны, издал сборник “Голубь окрыленного народа” (“La paloma del vuelo popular”, Буэнос-Айрес), в которой высказал веру в будущую революцию на Кубе.

Этот сборник является лирическим рассказом об обычных людях, их борьбе за свою жизнь. В 1959 г., после революции, возвратился на родину, где активно включился в политическую и литературную деятельность, прославлял победу народа и строительство нового общества на Кубе. В 1961 г. Гильен был избран главой Союза писателей и художников Кубы.

В следующие года поэт создал сборники “Что у меня есть…” (1964), “Стихи о любви”(1964), “Большой зверинец” (1968), “Зубчатое колесо” (1972), “Морем Карибским кораблик плывет бумажный ” (1975) и др. Книга “Большой зверинец” заняла особое место в творчестве Гильена. Природа и общество описаны здесь в образах представителей фантастической фауны.

Все они помещены в своеобразные выдуманные поэтом зверинцы.

Особенностью творчества Гильена является доминирование в ней субъективно-лирического начала, которое прослеживается и в книге “День за днем” (1972), которая является сложным прозаично-поэтическим сплавом разнородных элементов, которые тяжело подвергаются жанровому определению.



Особенность творчества Гильена