Основы журналистики
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса
Пояснительная записка
Хорошие возможности для развития творческих способностей школьников, становления их читательской самостоятельности открываются при выборе элективных курсов, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое “я”.
Здесь на помощь приходят разные стили и жанры словесной культуры, в которых школьник может, пробуя себя, раскрыть многогранность своего таланта, найти присущую только ему форму самовыражения. Именно
Цель курса “Основы журналистики” – познакомить учащихся с текстами разных стилей и жанров, с основами их создания и редактирования, а также с особенностями подготовки газеты (макет, дизайн, афиша, содержание и т. п.).
Для реализации этой цели необходимо:
углубить
Особенность содержания этого курса состоит в том, что он опирается на данные таких филологических дисциплин, как “Синтаксис”, “Стилистика русского языка”, “Литературное краеведение”, “Культура речи” и другие.
Данный курс способствует развитию литературно-творческих способностей учащихся, так как программа предусматривает знакомство школьников с элементами теории и техникой сочинительства.
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников “самостоятельного” и образного мышления, эмоциональной отзывчивости, повышение речевой и письменной грамотности, приобретение Навыков Работы журналиста. Они должны научиться:
пользоваться справочной литературой и словарями; соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка; делать лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных стилистических типов; рецензировать тексты разных жанров; применять различные виды правки текста; письменно оформлять и передавать информацию; готовить примерный макет газеты.
Критерием успешности является создание творческой работы в одной из жанровых форм.
Итог деятельности учащихся – презентация газеты с их лучшими работами.
Курс “Основы журналистики” рассчитан на 16 часов.
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Роль каждого в команде. Знакомство с понятиями.
Сущность и задачи редактирования.
Тема 2. Речь и текст. Структура текста. Особенности публицистического стиля.
Тема. Идея. Микротема. Данное и новое.
Интонация. Логические ошибки и способы их устранения. Текст как смысловое и структурное единство. Способы связи предложений в тексте.
Заголовок текста. Виды зачинов. Заключительная часть текста.
Основные композиционные приемы. Характерные признаки публицистического стиля.
Тема 3. Стилистические и художественно-изобразительные средства языка.
Лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические средства языка. Ошибки и способы их исправления. Стилистические фигуры.
Понятие о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте. Использование средств в тексте.
Тема 4. Журналистские жанры:
– оперативно-новостные (заметка);
– оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчеты);
– исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия);
– исследовательские (статья, письмо, обозрение);
– исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).
Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость информации.
Тема 5. Язык и реклама. Научить использовать на практике лингвистические приемы или языковую манипуляцию:
– “оценочное понимание”;
– “языковой капкан”;
– “пресуппозиция”;
– “массированное употребление”;
– “почерк мастера”.
Тема 6. Создаем макет газеты.
Название; выбор цветовой гаммы, шрифта и рамки; выбор постоянных рубрик в газете; заголовки к статьям; наличие иллюстративного материала, его использование и расположение; распределение всего материала по страницам газеты. Учащиеся работают в своей роли (редактор, дизайнер, корреспондент, фотограф и т. д.).