Основы журналистики



Программа элективного курса для учащихся 9-го класса
Пояснительная записка

Хорошие возможности для развития творческих способностей школьников, становления их читательской самостоятельности открываются при выборе элективных курсов, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое “я”.

Здесь на помощь приходят разные стили и жанры словесной культуры, в которых школьник может, пробуя себя, раскрыть многогранность своего таланта, найти присущую только ему форму самовыражения. Именно

это и предполагает курс “Основы журналистики”, предназначенный для учащихся 9-го класса. Он поможет учащимся адаптироваться в современном мире, проверить свои, так сказать, профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами делового взаимодействия через создание средства массовой информации – школьной газеты.

Цель курса “Основы журналистики” – познакомить учащихся с текстами разных стилей и жанров, с основами их создания и редактирования, а также с особенностями подготовки газеты (макет, дизайн, афиша, содержание и т. п.).

Для реализации этой цели необходимо:

углубить

теоретические знания учащихся о тексте; совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного (научного, делового) текста; повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся; воспитать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; активизировать внимание учащихся на собственной письменной речи; воспитать коммуникативную компетенцию; подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.

Особенность содержания этого курса состоит в том, что он опирается на данные таких филологических дисциплин, как “Синтаксис”, “Стилистика русского языка”, “Литературное краеведение”, “Культура речи” и другие.

Данный курс способствует развитию литературно-творческих способностей учащихся, так как программа предусматривает знакомство школьников с элементами теории и техникой сочинительства.

Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников “самостоятельного” и образного мышления, эмоциональной отзывчивости, повышение речевой и письменной грамотности, приобретение Навыков Работы журналиста. Они должны научиться:

пользоваться справочной литературой и словарями; соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка; делать лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных стилистических типов; рецензировать тексты разных жанров; применять различные виды правки текста; письменно оформлять и передавать информацию; готовить примерный макет газеты.

Критерием успешности является создание творческой работы в одной из жанровых форм.

Итог деятельности учащихся – презентация газеты с их лучшими работами.

Курс “Основы журналистики” рассчитан на 16 часов.

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Роль каждого в команде. Знакомство с понятиями.
Сущность и задачи редактирования.
Тема 2. Речь и текст. Структура текста. Особенности публицистического стиля.

Тема. Идея. Микротема. Данное и новое.

Интонация. Логические ошибки и способы их устранения. Текст как смысловое и структурное единство. Способы связи предложений в тексте.

Заголовок текста. Виды зачинов. Заключительная часть текста.

Основные композиционные приемы. Характерные признаки публицистического стиля.

Тема 3. Стилистические и художественно-изобразительные средства языка.

Лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические средства языка. Ошибки и способы их исправления. Стилистические фигуры.

Понятие о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте. Использование средств в тексте.

Тема 4. Журналистские жанры:

– оперативно-новостные (заметка);

– оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчеты);

– исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия);

– исследовательские (статья, письмо, обозрение);

– исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).

Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость информации.

Тема 5. Язык и реклама. Научить использовать на практике лингвистические приемы или языковую манипуляцию:

– “оценочное понимание”;

– “языковой капкан”;

– “пресуппозиция”;

– “массированное употребление”;

– “почерк мастера”.

Тема 6. Создаем макет газеты.

Название; выбор цветовой гаммы, шрифта и рамки; выбор постоянных рубрик в газете; заголовки к статьям; наличие иллюстративного материала, его использование и расположение; распределение всего материала по страницам газеты. Учащиеся работают в своей роли (редактор, дизайнер, корреспондент, фотограф и т. д.).

Тема 7. Встреча с представителями редакций местных газет.
Тема 8. Презентация газеты.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Основы журналистики