Основы русского стихосложения
Общее свойство поэтической речи – наличие ритма. Ритм характерен для поэтической речи любого языка и времени. При этом фонетические особенности языка, культурно-историческая и литературная традиции формировали системы стихосложения.
В основе любой системы стихосложения лежит метр – определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. В русской поэзии раньше всего сложилась тоническая система. Она развилась в устном народном творчестве и основывалась на наличии в русском языке ударных и безударных слогов.
Такой тип стихосложения использовался в былинах, песнях.
В славном в Нове-граде
Как был Садко – купец, богатый гость
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты,
По пирам ходил – играл Садко.
Позже в литературе XIX в. тонический стих стал использоваться в произведениях, стилизованных под народные формы. В традициях народного творчества создана “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова:
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! 4 ударных слога
Про тебя нашу песню сложили мы, 3 ударных слога
Про твово любимого опричника, 3 ударных слога
Да про смелого купца, про Калашникова. 3 ударных слога
- Системы стихосложения Системы стихосложения Стихосложение – способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихосложения лежит членение речи на стихи. В русском языке существует три основные системы стихосложения: тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение. Соответственно, в истории русского стихосложения выделяют три периода: 1)ХVІІ-XVIII века – распространение тонического стиха; 2)XVIII-XIX века – господство силлаботоники; 3)XX век – […]...
- Силлабо-тоническая система стихосложения Силлабо-тоническая система стихосложения помимо равного количества ударений требует и соразмерности слогов. Она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Начало силлабо-тоническому стихосложению положили Тредиаковский и Ломоносов. В силлабо-тоническом стихосложении единицей измерения стиха является стопа. Стопа – это ритмическая единица стиха, которая включает в себя один ударный / и примыкающие к нему безударные слоги. Порядок […]...
- Разные принципы создания ритма. Системы стихосложения Разные принципы создания ритма. Системы стихосложения Фонетически ритм стиха – это повторяемость каких-либо элементов во времени. Какие элементы будут повторяться – зависит от конкретной системы языка. Обязательным условием должно быть одно: фрагменты звучащего текста отделяются относительно долгими паузами, причем эти паузы не совпадают с членением разговорной речи. Эта пауза (большая межстиховая пауза) – важнейшее условие […]...
- Реформа стихосложения (Ломоносов М. В.) Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел. Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В. К. Тредиаковский (1703-1769), поэт и ученый, опубликовал сочинение “Краткий и новый способ к сложению стихов российских”. В этой книге он первый задался высокой целью: […]...
- Михаил Васильевич Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения. Краткое изложение текста Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра. У истоков новой русской художественной литературы того времени высится исполинская фигура М. В. Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и […]...
- Система стихосложения, Онегинская строфа, Ямб, Хорей: определение Существует несколько систем стихосложения: силлабическая, основанная на одинаковом количестве слогов в строке при произвольном расположении ударений; тоническая, когда в каждой строке равное количество ударений при произвольном количестве слогов; силлабо-тоническая, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Силлабическая система не получила распространения в русском стихосложении, ей следовали только некоторые поэты XVIII в. Тоническая система была развита […]...
- Система стихосложения Ломоносова Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765) принадлежит огромный, неоценимый вклад во все основные области русской национальной культуры XVIII в. В 1739 г. двадцативосьмилетний Ломоносов прислал на родину из Фрейберга, где в это время обучался в Горной академии, “Письмо о правилах российского стихотворства” с приложенной к нему одой “На взятие Хотина” как практическим подтверждением провозглашенных и обоснованных в […]...
- Систематизация размеров стихосложения в трудах Тредиаковского Обычно поэзия тяготеет к гармонии и красоте, это естественно. Но время от времени появляются поэты, которые стремятся создать намеренно затрудненную стихотворную речь, усложненные образы, остановить внимание читателя странностью поэтического мира. Это “остранение” через дисгармонию мы встречаем постоянно – у Державина и Радищева, у Кюхельбекера и Некрасова, у Маяковского и Цветаевой….. И всякий раз приходится вспоминать, […]...
- Силлабическая система стихосложения Силлабическая система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер. В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке разноместное, то силлабический стих не был естественным для русского языка, не выражая всего его […]...
- Калашников – носитель лучших черт русского национального характера (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня о купце Калашникове”) В “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтов описал один из самых трагических моментов в истории России – правление Ивана Грозного. Иван Грозный опирался на опричников, которым было все дозволено, и никто не смел им перечить, потому что все знали, что за это грозила смерть. Один из любимых […]...
- Определение “Силлабическая”; система стихосложения Силлабическая (слоговая) система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер (последний слог во французском языке, предпоследний – в польском, первый – в чешском). В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке […]...
- Стихосложение РИТМ – повторяемость однородных звуковых элементов. СТИХ – одна стихотворная строка. СТРОФА – повторяющаяся группа стихов, объединенных по принципу объема, интонационно-синтаксического строения, системы рифмовки. 1. СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ – система, в которой ритм создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Рифма в силлабической системе обязательна. […]...
- Калашников – носитель национальных черт русского народа Находясь в ссылке за стихотворение “Смерть поэта”, Михаил Юрьевич Лермонтов обращается к эпохе Ивана IV Грозного, чтобы ответить на вопрос: почему же лучшие люди России погибают? Отвечая на этот вопрос, Лермонтов создает образ Степана Калашникова. “Песня про купца Калашникова” написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году – в год написания “Бородино”. Она является результатом большой […]...
- Учебник стихосложения Примеры стихотворных размеров Ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге): трехстопный ямб: Я Вам пишу письмо, Чего ж мне написать?.. четырехстопный ямб: Я к Вам пишу, чего же боле, Что я могу еще сказать? пятистопный ямб: Я Вам пишу письмо, чего же боле, Хотя мне, право, нечего сказать… шестистопный ямб: Я Вам опять […]...
- Античное стихосложение < p>Под Античной в литературоведении понимается система стихосложения в Древней Греции, где она возникла еще в VIII в. до н. э., и в Древнем Риме, куда в III в. до н. э. она перешла из Греции. В античном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно и певцом (рапсодом), изображали его с […]...
- Каковы романтические мотивы “Песни про купца Калашникова” Лермонтова? Каковы романтические мотивы “Песни… про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова? В своем сочинении отметьте, что в русской литературе XIX века романтизм как художественный метод и литературное направление получил развитие в творчестве ранних А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Движение от романтизма к реализму не означало для писателей отказ от первого. Так, в романе “Герой […]...
- Авторское отношение к персонажам в поэме “Песня про купца Калашникова” Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории и находил в ней ярких героев, величие духа, героизм поступков. В русской истории поэт искал героев, которые вызывали бы восхищение богатством и красотой своей души. В поэме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтов изображает […]...
- Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа “Песня про купца Калашникова” написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году – в год написания “Бородино”. Она является результатом большой предварительной работы: тщательного изучения народного творчества и основательного знакомства с историческим материалом. Во времена Лермонтова начинают складываться славянофильские теории, которые утверждали, что определяющими чертами русского национального характера являются покорность судьбе, власти, религиозность, верность заветам старины. […]...
- Теория и практика стихосложения Изучение лирики на начальной ступени литературного образования – дело нелегкое в силу специфики этого рода литературы. Постижение художественного содержания поэтического произведения, проникновение в мир лирического героя неотделимо от восприятия формы стихотворения, начиная с его ритмической структуры и заканчивая многообразием средств поэтической изобразительности и выразительности. Знакомство с лирическими произведениями происходит в начале 5-го класса, когда учащиеся […]...
- Формирование русского стиха Формирование русского стиха Русский стих формировался веками и испытал множество влияний и трансформаций. Народный стих представлял собой довольно разноречивую с ритмической точки зрения стихию, не поддающуюся единой классификации. Можно с достаточной степенью уверенности говорить, что там были возможны и строго упорядоченные (метрические), и менее упорядоченные (дисметрические) варианты. Известной дисметрической формой народного стиха, дошедшей до современности, […]...
- Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова” Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова” не только рассказывает нам об историческом прошлом Руси, но и затрагивает вечные вопросы любви и чести. Царский опричник Кирибеевич молод и красив, “буйный молодец”. Полюбил он купеческую дочь Алену Дмитревну: Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно – будто лебедушка; Смотрит сладко – как голубушка; […]...
- РАЗРАБОТКА урока по курсу “Основы религиозных культур и светской этики (модуль “Основы светской этики”) на тему: Добро и зло Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Горковская средняя общеобразовательная школа” РАЗРАБОТКА Урока по курсу “Основы религиозных культур и светской этики ( модуль “Основы светской этики”) На тему: Добро и зло Разработала: Яковлева С. В. Учитель начальных классов 2015 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность Изучения модуля “Основы светской этики” для российского образования обусловлено тем что, направлен на развитие у школьников […]...
- Основы журналистики Программа элективного курса для учащихся 9-го класса Пояснительная записка Хорошие возможности для развития творческих способностей школьников, становления их читательской самостоятельности открываются при выборе элективных курсов, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое “я”. Здесь на помощь приходят разные стили и жанры словесной культуры, в которых школьник может, пробуя себя, […]...
- Сочинение на тему: “Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета поэмы М. Ю. Лермонтова “Про царя Ивана Васильевича” Действие поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Михаила Юрьевича Лермонтова разворачивается в эпоху царствования царя Ивана Грозного. Эти смутные и страшные времена остались в истории и народной памяти как одна из самых кровавых страниц истории Руси. Правление Ивана Грозного стало символом беззакония и деспотизма. Справедливость и закон в те […]...
- Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова”) (2) Замечательный русский поэт М. Ю. Лермонтов, с детства воспитываясь в поместье бабушки, рано полюбил народный фольклор, песни и предания. Позже он и сам написал произведение, которое по стилистике, напевности, затрагиваемым проблемам напоминает народный сказ. Это “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, которая переносит нас совсем в другую эпоху – время […]...
- Честь и достоинство-одна из ключевых тем “Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Жестокие времена правления Ивана Грозного известны нам из истории. Многие писатели в своих произведениях пытались воссоздать то страшное время. “песня про царя Ивана Васильевича…” описывает печальное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного. Главная тема в поэме-тема чести и достоинства. Она раскрывается на примере двух героев – опричника Киребеевича и купца Калашникова. Киребеевич – […]...
- “Забавность” русского слога Державина “Забавность” русского слога Державина в том, что он сделал его “забавным”, то есть веселым, простым, острым. Поэт “дерзнул… возгласить” не о подвигах, не о величии – о добродетелях, и к императрице отнестись как к обычному человеку, говорить о человеческих ее достоинствах. Поэтому здесь употреблено слово дерзнул. Главное же, Державин видит свою заслугу в том, что […]...
- Образ царя Ивано Грозного в “Песне про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова Иоанн Васильевич, в поздней историографии Иван IV Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой – 18 марта 1584, Москва – великий князь Московский и всея Руси (с 1533). Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из династии Ивана Калиты, по материнской – от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей […]...
- Сочинение-рассуждение о сохранении русского языка по тексту С. Казначеева Задумывались ли вы когда-нибудь о значимости родного языка в жизни русского человека? Об этом в своей публицистической статье рассуждает литературовед С. Казначеев. Автор поднимает проблему развития и сохранения русского языка, использования слов или символов, которые принадлежат иностранным языкам, а именно их чрезмерное использование., которое может привести к вымиранию русской речи. Сегодня наш язык очень засорен […]...
- Краткая история Русского языка в датах. История Русского языка Краткая история Русского языка в датах. История Русского языка кратко Русский язык – один из наиболее распространенных языков в мире, пятый по общей численности говорящих на нем. Более того, он является самым распространенным славянским языком в Европе. Согласно классификации, он принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейской семьи языков. В доисторический период язык славян представлял собой сложную […]...
- Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова) (2) М. Ю. Лермонтова часто черпал идеи для своих произведений из устного народного творчества. В двадцать два года он создал “Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, по стилю она похожа на народный сказ. В поэме автор описывает жизненный случай. В жену молодого купца Степана Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Он подстерег […]...
- Эстетические основы возникновения акмеизма Многие образцы поэтической продукции “Цеха поэтов” представляли собой почти центоны, составленные из строк участников содружества. Чтобы убедиться в этом, разберем здесь две начальные строфы стихотворения “Свершение” (1913), написанного членом “Цеха” Граалем-Арельским (псевдоним Стефана Петрова): Млечный путь, как исполинский гейзер, Залил светом звездные поля… Со звезды далекой Бительгейзе Мне видна печальная Земля. Час настал назначенных свершений, […]...
- Теория “трех штилей” и реформа русского языка М. В. Ломоносова Выдающийся русский ученый, просветитель, поэт Михаил Васильевич Ломоносов оставил глубокий след во многих областях науки, в том числе и в языкознании. Он является одним из основоположников науки о русском языке. Им написана первая грамматика русского языка с систематически изложенными нормами литературного языка, созданы работы по сравнительно-историческому изучению родственных языков, собраны обширные материалы по русской диалектологии […]...
- Сочинение-рассуждение о сохранении русского языка (по С. Казначееву) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками! И. С. Тургенев Как часто мы размышляем об изменениях в нашем родном языке! И иностранные заимствования, и людская безграмотность, и преобразования в нормах речи часто становятся предметами споров. Однако нельзя не заметить и так называемые “символьные вставки” среди этих […]...
- Характеристика Кирибеевича и Калашникова (Лермонтов М. Ю.) Кирибеевич – молодой удалой царский слуга, выросший в известной семье Малюты Скуратова. Красив, богат и предан правителю – так можно охарактеризовать этого опричника. Кирибеевич безответно влюблен в девушку, которая уже обвенчана с другим. Ради своей любви опричник готов на все. Однако в рамках порядков того времени его поведение возмутительно и бесстыдно, ведь он опозорил замужнюю […]...
- ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА “Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!” – с такого характерного для народного поэтического творчества зачина начинается эта поэма Лермонтова. Содержание ее простое: молодой купец Степан Парамонович Калашников вступается за честь своей жены Алены Дмитревны, в которую влюбился царский опричник по […]...
- Садко-купец, богатый гость. С чего начинаются события, описанные в былине? Садко-купец, богатый гость. С чего начинаются события, описанные в былине? Садко-купец, богатый гость 1. С чего начинаются события, описанные в былине? Былина начинается с описания спора Садко с новгородскими купцами о том, удастся ли ему выкупить все товары, которые есть в лавках города. Спор он выиграл и свои тридцать три корабля нагрузил товарами. 2. Как […]...
- Анализ акцента литовца при чтении русского текста Контрольная работа. по языковедению . [ты спрашывъл / што д’елъл jа н^вол’ь // Жыл / и жызн’ м^jа б’иез ет’их тр’ох Бл^жен:ых дн’ей / была мр^ч’н’еjь и скушн’ей / Б’иес:ил’нъи старъс’т’и тв^jей //] Консонантизм. 1. Особенности состава согласных фонем. В литовском языке нет ни одной фонемы, непарной по твердости/мягкости и по звонкости/глухости. Это свидетельствует о […]...
- Образ Степана Калашникова в поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова? За прилавкою сидит молодой купец, Статный молодец Степан Парамонович. Купец Степан Парамонович – один из главных героев поэмы М. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…”, можно даже назвать его основным […]...
- Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова Вопрос 1. Почему теоретической основой селекции является генетика? Селекция – наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с полезными для человека признаками. Известно, что свойства живых организмов обусловлены их нормой реакции на основе определенного генотипа и подвержены модификационной и наследственной изменчивости. Поэтому развитие селекции основано на закономерностях генетики. Вопрос 2. […]...