Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова

1. Мотивы протеста и отрицания. Образы маски и демона.
2. Разочарование. Тема смерти.
3. Обращение к истории и легендам.
4. Природа в лирике Лермонтова.
5. Любовные переживания лирического героя Лермонтова.
6. Раздумья о судьбе незаурядной личности.
7. Тема родины в лирике Лермонтова.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу;
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.

/> М. Ю. Лермонтов
В творческом наследии М. Ю. Лермонтова лирика занимает значительное место. Лирические произведения поэта отличаются как по тематике, так и по настроению. Всю совокупность этих произведений можно разделить на несколько больших групп. Разделение это достаточно условно, ведь зачастую в одном стихотворении затрагивается целый комплекс проблем, и отнести это произведение к той или иной тематике можно, руководствуясь лишь собственным субъективным восприятием.

И все же легко заметить, что для творчества Лермонтова характерно несколько основополагающих мотивов. Пожалуй, главнейшим из них

можно назвать мотив протеста и отрицания, острой неудовлетворенности окружающей действительностью:
Но вере теплой опыт хладный
Противуречит каждый миг,
И ум, как прежде безотрадный,
Желанной цели не достиг;
И сердце, полно сожалений,
Хранит в себе глубокий след
Умерших – но святых видений,
И тени чувств, каких уж нет…
В лирике Лермонтова мы находим образ маски, который может выступать либо как символ притворства и неискренности, светских условностей, либо как символ обманчивой мечты. Под маской с равным успехом могут скрываться душевная пустота и мелочные расчеты, либо кокетство красавицы:
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски…
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Мотив отрицания в лирике Лермонтова нередко воплощается в образе демона, “духа отрицанья” (“Пир Асмодея”, “Мой демон”, “Я не для ангелов и рая…”, поэма “Демон”). Однако демон – это еще и воплощение беспредельного одиночества и тоски, преодолеть которые кажется невозможным:
Как демон мой, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой…
Порой любовь или умиротворенное созерцание природы обращает взор лирического героя Лермонтова к небу и Богу (“Молитва”, “Я, матерь божия, ныне с молитвой…”, “Когда волнуется желтеющая нива…”). Но зачастую в стихотворениях Лермонтова звучат мотивы усталости и разочарования (“Выхожу один я на дорогу…”, “Дума”, “Печально я гляжу на наше поколенье…”, “И скучно и грустно, и некому руку подать..,”, “Гляжу на будущность с боязнью…”).
Словно предвиденье собственной ранней гибели, в лирике Лермонтова звучит тема смерти (“Сон”, “В полдневный жар в долине Дагестана…”, “Не смейся над моей пророческой тоской”, “Пленный рыцарь”):
Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу с сдерну, с лица я забрало.
Не испытывая иллюзий по отношению к современности, Лермонтов обращался к истории и древним легендам, стремясь найти в них образы сильных личностей и романтические сюжеты, порой кровавые и зловещие (“Новгород”, “Бородино”, “Тамара”, “Атаман”). Так в коротком стихотворении “Новгород” поэт воспевает борьбу жителей Новгорода за древние права и вольности; “Бородино” посвящено сражению, ставшему поворотным в войне 1812 году, в стихотворении “Тамара” Лермонтов обращается к старой грузинской легенде о сладострастной и жестокой царице; в “Атамане” нашли отражение народные предания о вольнице Степана Разина.
Картины природы в лирике Лермонтова не только | помогают увидеть красоту окружающего мира, они также подчеркивают и усиливают значение переживаний лирического героя. Например, созерцание типичного русского пейзажа помогает лирическому герою приблизиться к Богу и пониманию мирозданья (“Когда волнуется желтеющая нива…”) или же заставляет острее ощутить свое одиночество (“Выхожу один я на дорогу…”, “На севере диком стоит одиноко…”). Любовную лирику Лермонтова характеризует глубина переживаний лирического героя, однако его чувство зачастую не понято и безответно.

Лирический герой Лермонтова очень горд, он не станет унижаться перед любимой женщиной; не находя счастья в любви, он всей душой устремляется к творчеству (“Я не унижусь пред тобой…”, “Любил с начала жизни я…”, “Я не достоин, может быть…”).
С темой одиночества и мотивами демонической тоски тесно соприкасается тема судьбы незаурядной личности. Лермонтов в своем творчестве не раз обращается к образам Наполеона и Байрона, чьи мрачные, титанические масштабы как нельзя лучше отражают особенности его собственного мировосприятия (“Наполеон”, “Воздушный корабль”, “Нет, я не Байрон…”):
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Продолжая тему талантливой личности, Лермонтов размышляет о высоком предназначении и трагической судьбе поэта (“Смерть Поэта”, “Кинжал”, “Пророк”):
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Лермонтов не обходит молчанием и тему родины; однако его отношение к ней противоречиво, как он сам признается в стихотворений “Родина”:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
В стихотворении “Прощай, немытая Россия…” поэт с горечью называет свою родину “страной господ, страной рабов”, указывая на плачевные реалии современной ему России. Но едкий сарказм этого стихотворения лишь подчеркивает истинную любовь поэта к родине. В гневных, презрительных строках звучит боль за прекрасную страну и народ, ввергнутый в нищету и унижения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова