Основные средства создания текста
Предложения в составе текста соединяются по особам законам, воплощая правила развертывания мысли. Основные средства создания смысловой и грамматической цельности текста : единая тема, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов, ударение, тематическая лексика, повтор слов, однокоренные слова, местоимения, союзы.
Тема.
Общая тема может объединять ряд мелких подтем. Именно тема обуславливает некоторые синтаксические особенности текста.
В тексте предложения связаны:
– Цепной связью. Это
И, кажется, что эта жара не пройдет никогда.
Параллельной связью. Второе, третье четвертое предложение соподчиняется первому.
[1]
[2] [3] [4]
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Порядок слов – одно из важных средств выделения ключевых слов. В письменной речи актуализируется обычно конец предложения, в устно – начало.
Лексический повтор Усиливает смысловую
Однокоренные слова : И Григорий Михайлович почувствовал, как Сосущая Тоска крепко стиснула его сердце. Потом она уж не проходила, а все Сосала И Сосала
Местоимения : Давайте поговорим о Чехове. Это бал прекрасной души человек.
Союзы :
…Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!” И Послушалась волна…
Одни и те же средства могут выполнять различные функции.
- ЕГЭ 2015. Задание 23 При выполнении этого задания, которое относится к простым и может принести вам заветный балл, необходимо знать средства связи частей текста, которые связаны друг с другом по смыслу. Эта смысловая связь обычно проявляется на разных языковых уровнях текста. Перечислим основные языковые средства связи частей текста: – Повторы лексического характера повтор ключевых слов, наличие однокоренных слов, наличие […]...
- Средства графического оформления текста Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация – явление сложное, она состоит из нескольких компонентов. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: А) Завтра мы. поедем в театр (а не на следующей неделе); Б) Завтра мы, […]...
- Что такое союзы Союзы – служебные слова, которые выражают различные отношения между равноправными членами простого предложения, оформляют связи между частями сложного предложения и осуществляют связи между отдельными предложениями в составе текста. Союзы, как слова, имеющие особую синтаксическую функцию, следует отличать от омонимичных им других частей речи – местоимений, наречий, частиц. Союзы и омонимичные им сочетания часто имеют различное […]...
- Сложное предложение Сложное предложение – это предложение с несколькими (двумя и более) предикативными основами, то есть предложение, состоящее из двух (или более) простых предложений, между которыми устанавливаются определенные смысловые отношения, формально выражаемые при помощи грамматических средств (союзов, союзных слов и интонации). Структура сложного предложения характеризуется двумя важными признаками: – каждая из частей сложного предложения строится по схеме […]...
- Средства создания драматизма в народной сербской балладе “Смерть матери Юговичей” Казалось бы, в Балладе ничего драматизировать не нужно: погибли девять молодых богатырей вместе с отцом, остались девять вдов с детьми-сиротами, потеряла не только детей, но и мужа мать Юговичей. Что может быть более драматичным, а то и трагическим? Но для сербов поражение на Косовом поле, на котором погибли защитники страны – событие космического масштаба, ведь […]...
- Языковые средства создания характера в рассказе Лескова Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа. В одной из вершин своего художественного творчества – в рассказе […]...
- Языковые средства для построения текста. Помощь ученику Тем, кому тяжело самому составлять произведение, советуем обратить внимание на слова, которые помогут это сделать. Для названия темы можно использовать такие слова: произведение (роман, рассказ, повесть, новелла, поэзия, поэма, цикл поэзий, сборник), автор (писатель, поэт, прозаик, драматург), посвященный теме (раскрывает тему, затрагивает тему, рассказывает об…, является рассказом об…, является обзором, является анализом, является обобщением). Для […]...
- Средства создания комического в рассказах Чехова Смеяться умеет только человек. Поэтому не удивительно, что в художественной литературе, которая является одним из высочайших взлетов человеческого духа, широко употребляется смешное, или как еще называют комическое, важнейшими разновидностями которого являются юмор и сатира. Юмор – это добродушный мягкий смех. Писатель-юморист не противоречит и не уничтожает объект насмешки, а словно снисходительно насмехается над отдельными его […]...
- Средства создания героического характера в повести “Маттео Фальконе” Проспер Мериме – один из замечательных французских критических реалистов XIX в., блестящий драматург и мастер художественной прозы. В отличие от своих предшественников – Стендаля и Бальзака Мериме не стал властителем дум целых поколений: воздействие, оказанное им на духовную жизнь Франции, было менее широким и мощным. Однако эстетическое значение его творчества огромно. Созданные им произведения необыкновенны: […]...
- Языковые средства для построения текста Тем, кто сталкивается с трудностями при написании Сочинения, советуем обратить внимание на слова и обороты, которые облегчат ему эту работу. Для формулирования Темы можно использовать такие выражения: произведение, автора (писателя, поэта, драматурга), посвящено теме (раскрывает тему, рассказывает (рассказывает) о…, касается темы, анализирует, является обобщением…). Для выражения идеи (главной мысли, проблемы) произведения можно использовать один из […]...
- Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского “Гроза” Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского “Гроза”. С большим интересом я прочитал драму А. Н. Островского “Гроза”. После ее про-чтения я хочу поделиться своими впечатлениями и размышлениями на вышеуказанную тему. В своем произведении Островский описывает вымышленный город Калинов на бе-регу Волги. Добролюбов в своих критических статьях называет этот город “темным […]...
- Средства создания “недолжного” мира в романе Ж.-П. Сартра “Тошнота” Жан-Поль Сартр (1905-1980) приобрел известность после публикации романа “Тошнота” (1938). До этого времени он изучал и преподавал философию, публиковал первые философские работы – и усиленно трудился над романом, считая это занятие главным для себя. Решающее значение для формирования философии Сартра имела философия немецкая – феноменология Гуссерля и экзистенциализм Хайдеггера. В начале 30-х гг. Сартр увлекся […]...
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы (Анализ стихотворения, стиха) Изобразительно-выразительные средства языка. Литературные тропы. Метафора (с греческого Metaphora) Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы). Перенесение свойств одного предмета на другой на основании их сходства или по ассоциации. Метафора рассчитана на не буквальное восприятие. “Трамвай с разбега /Взметнул зрачки…” (В. В. Маяковский.) Виды метафор :Овеществление (перенос черт неодушевленного предмета на человека). “Усилить бой бестрепетных сердец…” (А […]...
- Языковые средства создания характера в рассказе Николая Лескова Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа. В одной из вершин своего художественного творчества – в рассказе […]...
- Союзы Союзы – служебные слова, которые выражают различные отношения между равноправными членами простого предложения, оформляют связи между частями сложного предложения и осуществляют связи между отдельными предложениями в составе текста. Союзы, как слова, имеющие особую синтаксическую функцию, следует отличать от омонимичных им других частей речи – местоимений, наречий, частиц. Союзы и омонимичные им сочетания часто имеют различное […]...
- Придаточное предложение Придаточное предложение – зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, которая присоединяется к главной части при помощи подчинительного союза или союзного слова. Придаточное предложение связано с главной частью формально и по смыслу. С точки зрения формы, придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов или союзных слов, а главная часть сложноподчиненного предложения при этом часто содержит соотносительные […]...
- Образ Пугачева и художественные средства его создания в повести “Капитанская дочка” Ни для кого не секрет, что А. С. Пушкин интересовался историей России, прошлым своей родины на протяжении всего творчества. Даже в его лирике мы можем неоднократно отметить упоминание различных исторических эпох, от античных времен до современного ему XIX в. Особенно его внимание привлекала тема русского бунта, “бессмысленного и беспощадного”. В повести “Капитанская дочка” он, соединяя […]...
- Средства создания комического в “Мина Мазайло” Двадцатые годы прошлого века в истории развития и становления украинской литературы чуть ли не самые трагические. Только сейчас мы открываем для себя творческое наследие многих писателей, которые при тоталитарном режиме были вычеркнуты из национальной и культурной жизни, или расстреляны, или репрессированы. От Украины оторвали часть ее сердца – лучших сыновей и дочерей, которые в тяжелых […]...
- Средства создания образа главного героя по роману Обломов (Гончаров И. А.) Илья Ильич Обломов – очень сложный, неоднозначный персонаж. Для создания образа главного героя И. А. Гончаров использовал множество средств и приемов. Раскрытие образа начинается уже с имени Обломова. Одинаковые имя и отчество говорят о цикличности в жизни Ильи Ильича и его семьи. Очень важной деталью является его портрет. С помощью него автор более полно раскрывает […]...
- Что такое синтаксис? – Основные понятия синтаксиса Что такое синтаксис? Термин “синтаксис” имеет несколько значений. 1) Синтаксисом называется вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные конструкции: образующиеся по определенным правилам соединения слов (знаменательного слова и формы знаменательного слова, нескольких форм слов), простые и сложные предложения, а также такие большие чем сложное предложение фрагменты текста, которые обнаруживают в связях своих частей […]...
- Образ антигероя и средства его создания в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Чему смеетесь? Над собой смеетесь!.. Н. Гоголь, “Ревизор” Главный герой в произведении Гоголя необычен. Это пустой, ничтожный человек, который помимо своей воли оказался втянут в целую череду событий, возвышен ирреальным стечением обстоятельств. Будто сказочная “золотая рыбка” исполнила желание, но не смогла изменить сущность нашего антигероя: хоть царскую корону надень на неграмотную бабу, она так пустоголовой […]...
- Средства выразительности в творчестве (Есенин С. А.) Есенин обладал уникальным талантом. Его стихотворения всегда оживали, они были искренними. Не было ничего придуманного или наигранного. Поэт говорил от себя, раскрывал свою душу, даже свои пороки. Как и многие другие автора, Есенин использовал различные средства выразительности. Конечно, это эпитеты и метафоры. Как сам Есенин говорил, что задача поэта “ласкать” и “карябать”. Вот и его […]...
- Художественные средства создания образов в поэме “Мертвые души” Гоголя Н. В Гоголь в “Мертвых душах”, как и в “Ревизоре”, создает абсурдный художественный мир, в котором люди утрачивают свою человеческую сущность, превращаются в пародию на возможности, заложенные в них природой. Стремясь обнаружить в персонажах признаки омертвения, утрату одухотворенности (души), Гоголь прибегает к использованию предметно-бытовой детализации. Каждый помещик окружен множеством предметов, способных его характеризовать. Детали, связанные с определенными […]...
- Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. “Собачье сердце”.) Творчество М. А. Булгакова – крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России в первой половине XX века. В основе повести “Собачье сердце” лежит великий эксперимент. Главный герой – профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее […]...
- Средства создания комического эффекта в комедии “Ревизор” Гоголя В 1836 г. комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” впервые появилась на сцене Александринского театра. Русское общество пришло в замешательство, на лице каждого зрителя после просмотра пьесы отражалось недоумение: все нашли “Ревизор” чем-то неожиданным, не известным ранее. На не только зрители были озадачены: актеры также увидели совершенно новых персонажей и находились в растерянности, не зная, как […]...
- Определение. Непроизводные и Производные союзы Непроизводные (первообразные) союзы не связаны по происхождению с другими частями речи. Это союзы типа а, но, и, да, или, что. Количество непроизводных союзов невелико, но частотность их употребления в речи достаточно высока. Производные (непервообразные) союзы по происхождению связаны с другими частями речи. Так, одни союзы произошли от имен существительных: в силу того как, с тех […]...
- Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века Пьеса Горького “На дне” представляет нам целый ряд образов. Самые разные люди – и каждый из них по-своему искалечен жизнью, у каждого – свое несчастье, свое горькое прошлое – и только безрадостное настоящее и еще более безрадостное будущее объединяет их. По моему мнению, самый интересный герой пьесы “На дне” – это Василиса. Почему? Да потому, […]...
- Характер героя и средства его создания в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго” В человеке, в его скромной особенности, В его праве на эту особенность – Единственный и вечный смысл борьбы за жизнь. В. Гроссман Есть что-то жестокое и единственно правильное в стремлении человека бороться. И счастье, когда эта борьба не за кусок хлеба, не за право жить и выживать, а за свою Душу, за свое право быть […]...
- Основные темы и идеи произведений И. А. Бунина, А. И. Куприна. Краткое изложение текста В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество – об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Плоды этих размышлений отразились во многих устойчивых формулах, например, в известной фразе “среда заела”. Заметно обострился интерес к этой теме […]...
- Тема урока. Текст и его основные признаки Цели: углубить теоретические знания о признаках текста при его разборе; развивать навыки грамотного построения и анализа текста; учить систематизации полученных сведений, стремясь к их обобщению; воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа, расширять кругозор учащихся. оборудование: таблицы понимания (рм); карточки для работы в 4 группах. Ход урока I. Опрос по домашнему заданию Сообщения учащихся […]...
- Союз – служебная часть речи Союз – служебная часть речи, которая связывает члены предложения в составе сложного.: В душе моей, Как В океане, Надежд разбитых груз лежит.(М. Лермонтов.) Общее грамматическое значение Союзов – обозначение сочинительной и подчинительной связи между словами и предложениями. Синтаксические функции: союзы не входят в состав членов предложения По строению союзы бывают Простые и составные. Простые Состоят […]...
- История создания и основные проблемы произведения по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Денис Иванович Фонвизин – известный драматург и один из крупных деятелей русской культуры XVIII века, автор остросоциальной и сатирической комедии “Недоросль” был представителем передовых кругов просвещенного дворянства, он выступал против самодержавного произвола российской монархии, дворян-крепостников, грубых и невежественных, жестоко обращавшихся с находящимися в их полной власти крепостными крестьянами. Такое мировоззрение привело Фонвизина в ряды писателей-сатириков, […]...
- Синтаксический разбор сложносочиненного предложения – Основные понятия синтаксиса, Синтаксис Синтаксический разбор сложносочиненного предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор сложносочиненного предложения, необходимо: 1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания. 2. Если оно восклицательное, отметить это. 3. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного. 4. Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, […]...
- Образ антигероя и средства его создания. (На примере одного из произведений русской литературы XIX века. – Н. В. Гоголь. “Ревизор”.) Главный герой в произведении Н. В. Гоголя необычен. Это пустой, ничтожный человек, который помимо своей воли оказался втянут в целую череду событий, возвышен ирреальным стечением обстоятельств Будто сказочная “золотая рыбка” исполнила желание, но не смогла изменить сущность этого антигероя: хоть царскую корону надень на неграмотную бабу, она так пустоголовой бабой и останется. В комедии единственным […]...
- Синтаксический разбор простого предложения – Основные понятия синтаксиса, Синтаксис Синтаксический разбор простого предложения Синтаксический разбор простого предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения, необходимо: 1. Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2. Если предложение восклицательное, отметить это. 3. Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения и показать, что оно простое. 4. Рассказать о строении предложения: – двусоставное или односоставное; если односоставное – […]...
- Придаточное времени Придаточное времени – придаточное предложение, которое характеризует действие, выраженное предикативной основой главной части сложноподчиненного предложения с точки зрения существования во времени. Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяются к главной части сложноподчиненного предложения при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то […]...
- Определение. Вопросительно-относительные местоимения Вопросительно-относительные местоимения могут выполнять две функции: во-первых, выступать в качестве вопросительного слова в вопросах, указывая на то, что именно неизвестно говорящему, а во-вторых, выступать в качестве союзных слов, связывая две части сложноподчиненного предложения. Иногда говорят о разных разрядах местоимений: вопросительных и относительных, так как они играют разные роли в языке, но мы объединяем их в […]...
- Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. “Доктор Живаго”.) Есть что-то жестокое и единственно правильное в стремлении человека бороться. И счастье, когда эта борьба не за кусок хлеба, не за право жить и выживать, а за свою душу, за свое право быть человеком. Это единственное, из-за чего стоит жить, бороться и умереть, до последней минуты оставаясь верным самому себе, своим принципам и своему человеческому […]...
- Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XIX века (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) Ho нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений. Н. А. Некрасов И. С. Тургенев в романе “Отцы и дети” представил конфликт двух поколений, но в основу романа положен конфликт не возрастной, а социальный, между аристократами Кирсановыми и разночинцем-демократом Базаровым. Он порожден эпохой 60-х годов, когда разногласия между […]...
- Сочинение для ГИА по цитате из Открытого банка заданий 19.2 А. А. Реформатский говорил, что “местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как “запасные игроки” .выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова”. Эту фразу я понимаю так. Наряду со словами, обозначающими определенные предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Это местоимения, основная функция […]...