Основные принципы творчества Бальзака

Философские этюды дают представление – самое общее – о отношении автора к творчеству (“Неизвестный шедевр”), страстей и человеческого ума (“Поиски абсолюта”), размышления о “социальном движителе всех событий” (“Шагреневая кожа” ). Сцены обычаев в формах самой жизни воссоздают реальную действительность, раскрывая ее истинную сущность. Из-за предубежденного изображения современности критика часто называла Бальзака аморальным писателем, на что он отвечал: “Если бы картины, нарисованные писателем, были фальшивыми,

критика предъявила обвинение бы ему (автору) в клевете на современное общество. Но когда уже критика признает их правдивыми, значит, аморально не произведение”. Основные принципы своего творчества Бальзак сформулировал в “Предисловии к “Человеческой комедии” в 1842 г.

Это – манифест реалистического искусства Франции. В основу его метода положена научность. Имена исследователей природы Ж. Кювье, Г. В. Лейоница и Ж. Л. П. Бюффона указывают на источники его теории. Это – утверждение взаимосвязи и взаимообусловленности всех частей живого организма, а у писателя – единство общественного организма

при его мнимой раздробленности и разобщенности.

Вместе с тем, – это утверждение зависимости каждого организма от окружающей среды, а также поиски системы в жизни общества и причинно-следственных связей его развития. Сопоставляя мир природы с человеческим обществом, Бальзак все время помнил о существенных отличиях и о большем количестве причин и их большой сложности, когда речь идет о мире людей. Именно поэтому писатель утверждал, что человеческое общество необходимо изображать в постоянном изменении, зависимом от “ступенек цивилизации”, отстаивая тем самым необходимость социальновременной детерминированности в литературе.

Создавая свою историю общества как историю обычаев, Бальзак исходил из необходимости изображать “мужчин, женщин и вещи”, понимая под “вещами” материальное воплощение мышления людей. Вещи у Бальзака – это убеждения людей, объективный ход событий, в романном мире – материальные предметы, реалии, характерные для определенного исторического времени. Именно из-за этого значительное место он уделяет описаниям места действия, портретам персонажей, их одежде: все это в совокупности определяет убеждения героя, его социальную функцию.

Его реализм аналитический, автор исследует причины возникновения и сущность тех или иных типов, созданных социальной средой.

Социальную среду Бальзак считал основным движителем страстей и событий в человеческом обществе. Создавая историю обычаев своего времени, Бальзак считал необходимым вслед за В. Скоттом показать современное общество через изображение личных отношений. В центре его рассказа – семьи и семейные отношения, но автор показывает, как они подчиняются основным тенденциям времени, как отношения в семьях Растиньяков, де Ресто, Нусинженов, Тайферов – буржуа и аристократов – выстраиваются на денежных расчетах, как на смертном одре отец Горио выкрикивает, что за деньги можно купить все, даже дочерей.

Лишь труженики Бьяншон, Деплен и им подобные оказываются способными на проявление искренней человеческой заботы: их не зацепила коррозийная власть золота.

Утверждая, что историком должно быть само французское общество, и отводя себе – автору – роль секретаря, Бальзак вместе с тем заявлял, что роман должен быть “лучшим миром”, писатель – равняться государственным деятелям, поскольку он высказывает определенную мысль о “человеческих делах”, дает “философию истории”, исходя из “полнейшей преданности принципам”. О себе он говорил, что пишет историю своего общества, опираясь на принципы религии и монархии. Будучи последователем своих современников-историков Ф. Гизо, О. Минье, О. Тьерри, Бальзак, как и они, не принимал режима Реставрации, уничтоженного Июльской революцией, но, в отличие от них, Бальзак не увидел в Июльской монархии разрешения разногласий.

Стараясь найти социальное равновесие, он идеализировал законную – легитимную – монархию, надеясь на твердую власть короля.

Стойкость создается, по его мнению, и религией. Но во всей “Человеческой комедии”, писал соотечественник Б. Андреа Вюрмсер, “вы не найдете дифирамбов монархии или католицизму”. Философские этюды. “Неизвестный шедевр” (1830) посвящен соотношению правды жизни и правды искусства. Особенно важны позиции художников Порбуса (Франсуа Порбус Младший (1750-1620) – фламандский художник, который работал в Париже) и Френхофера – личности, выдуманной автором.

Столкновенье их позиций раскрывает отношение Бальзака к творчеству. Френхофер утверждает: “Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать… Иначе скульптор выполнил бы свою работу, сняв гипсовую копию с женщины…

Нам необходимо схватывать душу, содержание, движение и жизнь”.

Сам Френхофер поставил себе невыполнимую цель, которая противоречит настоящему искусству: он хочет на полотне при помощи красок создать живую женщину. Ему даже кажется, что она ему улыбается, что она – его Прекрасная Нуазеза – дышит, весь ее образ – физический и духовный – превосходит образ реального человека. Но это идеальное существо и это идеально выполненное существо видит лишь Френхофер, а его ученики, в том числе и Порбус, в уголкеу картины увидели “кончик голой ноги, которая просматривается из хаоса красок, тонов, неопределенных оттенков, которые образовывают какую-то бесформенную туманность – кончик соблазнительной ноги, живой ноги”.

Увлеченность, с одной стороны, формой, а с другой – желанием поставить искусство над реальной действительностью и подменить им реальность привела гениального художника к катастрофе. Лично Бальзак, не принимая ни субъективности, ни копирования в искусстве, убежден, что оно должно воссоздавать природу, схватывать ее душу и суть. Философскую повесть “Шагреневая кожа” (1831) автор назвал “формулой нашего настоящего столетия, нашей жизни, нашего эгоизма”, указав, что все в ней – “миф и символ”.

Само французское слово le chagrin можно перевести как “шагрень” (шагреневая кожа), но оно имеет омоним, вряд ли неизвестный Бальзаку: le chagrin – “печаль”, “горе”. И это важно: фантастическая, всемогущая шагреневая кожа, освободив героя от бедности, на самом деле послужила причиной еще большего горя. Она уничтожила способности к творческим порывам, желание наслаждаться жизнью, чувство сожаления к другим, что объединяет человека с людьми, уничтожила наконец духовность того, кто владеет ею. Именно из-за этого Бальзак заставил банкира Тайфера, который разбогател, совершив убийство, одним из первых приветствовать Рафаэль де Валантена словами: “Вы наш…”.

Слова: “Французы равны перед законом” – отныне для него вранье, с которого начинается хартия. Не он будет подчиняться законам, а законы – ему”. В этих словах действительно заложена “формула” жизни Франции XIX ст.

Изображая перерождение Рафаэля де Валантена после получения миллионов, используя условность, допустимую в философском жанре, Бальзак создал почти фантастическую картину существования своего героя, который, сделавшись слугой своего богатства, превратился в автомат. Объединение философской фантастики и изображение действительности в формах самой жизни определяет художественную специфику повести. Связывая жизнь своего героя с фантастической шагреневой кожей, Бальзак, например, с медицинской точностью изобразил физические страдания больного туберкулезом Рафаэля. В “Шагреневой коже”

Бальзак подал фантастический случай как квинтэссенцию закономерностей своего времени и проявил с его помощью основной социальный движитель общества – денежный интерес, который разрушает личность. Этой цели подчинена и антитеза двух женских образов – Полины, которая была воплощением доброты, бескорыстной любви, и Феодоры, в которой сгущены присущие обществу бездушность, самовлюбленность, честолюбие, суетность и страшная скука, рожденная миром денег, которые могут дать все, кроме жизни и любящего человеческого сердца. Одним из важных образов повести является антиквар, который открывает Рафаэлю “тайну человеческой жизни”.

По его словам, а в них отображены размышления Бальзака, которые непосредственно воплотятся в его романах, человеческая жизнь может быть обозначена глаголами “желать”, “суметь” и “знать”. “Желать – сжигает нас, – говорит он, – а суметь – уничтожает, но знать дает нашему слабому организму возможность вечно находиться в спокойном состоянии”. В состоянии “желать” находятся все юные честолюбцы, ученые и поэты Бальзака – Растиньяк, Шардон, Сешар, Валантен.

Состояния “суметь” достигают лишь те, кто имеет сильную волю и умеет приспосабливаться к обществу, где все продается и где все покупается. Лишь один Растиньяк сам становится министром, вступает в брак с наследницей миллионов. Шардону временно удается достичь желаемого при помощи каторжника-беглеца Вотрена.

Валантен получает губительную, но всемогущую шагреневую кожу, которая действует, как Вотрен: дает возможность приобщиться к благам общества, но за это требует покорности и жизнь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Основные принципы творчества Бальзака