Основные мотивы романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Повествовательная структура романа Достоевского “Преступление и наказание” достаточна сложна. В центре романа – теория главного героя, Раскольникова. Вокруг линии главного героя сложно взаимодействуют, переплетаясь, сюжетные линии остальных персонажей. В произведении множество символических пейзажей, интерьеров, художественных деталей.

Кроме того, в единый смысловой узел стянуто несколько различных мотивов романа, каждый из которых по-своему реализуется в сюжете.
Во-первых, это мотив крови, сопровождающий главного героя с первых страниц романа. Мотив этот возникает в первом сне Раскольникова, когда он видит себя ребенком, на глазах которого забивают несчастную лошадь. В исступлении он бросается к забитой савраске и, плача, целует ее окровавленную морду.

О крови напоминают и красные рубахи мужиков возле кабака, краснота их лиц.
После убийства старухи-процентщицы руки Родиона запачканы кровью. Он вытирает их о красный гарнитур, машинально думая о том, что “на красном кровь неприметнее”. Помогая перенести в дом искалеченного Мармеладова, Раскольников снова “замочился кровью”.
“-А как вы, однако ж, кровью замочились, – заметил Никодим Фомич, разглядев при свете фонаря несколько свежих пятен на жилете Раскольникова. – Да, замочился… я весь в крови! – проговорил с каким-то особенным видом Раскольников…”. Признание Раскольникова символично: он действительно “весь в крови”, на совести его кровь Алены Ивановны, кровь ни в чем не повинной Лизаветы.
Мотив крови сливается в романе с мотивом смерти. Мотив этот также задается в первом сне Раскольникова. В нем он видит покойного отца, вспоминает о покойной бабушке, покойном братике.

В этом же сне насмерть забивают несчастную лошаденку. Мотив смерти сопровождает Раскольникова и далее. Его “желтая камора” напоминает Пульхерии Александровне гроб.

После своего преступления Раскольников испытывает чувство отчуждения от людей, становится духовно мертв. “Я себя убил, а не старушонку”, – осознает вдруг он.
Характерно, что в романе множество смертей. Раскольников убивает старуху-процентщицу и Лизавету. Мармеладов насмерть задавлен богатой коляской.

Катерина Ивановна умирает от чахотки. Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. От горячки умирает Пульхерия Александровна.
Ощутимо звучит в романе и мотив духоты. Человеку у Достоевского не только “некуда идти”, но и нечем дышать. Уже в начале романа писатель замечает, что “на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…” В распивочной, куда спускается Раскольников, так душно, что “нестерпимо сидеть”, и воздух до того пропитан винным запахом, что от одного этого воздуха за пять минут можно сделаться пьяным.
Когда Раскольников идет в контору, на улице стоит невыносимая жара, “опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных”. Страшная духота стоит и на лестнице в доме, где расположена контора. Приехав в Петербург, Пульхерия Александровна замечает, что в комнате у Родиона очень душно. Однако, выйдя на улицу, она чувствует ту же невыносимую духоту: “Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек.

Господи, что за город!” Характерно, что Раскольникову не хватает воздуху даже во сне. В третьем сне Родиона ему представляется “поздний вечер”. “Сумерки сгущались, полная луна светлела все ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе… пахло известью, пылью, стоячею водой”.

Мотив духоты развивает и Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым. Догадавшись о преступлении Раскольникова, Порфирий уговаривает его явиться с повинной и как бы ненароком замечает: “Вам, во-первых, давно уже воздух переменить надо”. В другом месте следователь замечает: “Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху!” Порфирий имеет в виду условия жизни Раскольникова, причем не только тяжелое материальное положение его, но и область интеллектуальных интересов. Следователь уверен в виновности Раскольникова и убеждает его явиться с повинной.

Родион говорит о возможном побеге, однако Порфирия нисколько не смущают мысли Раскольникова: “Да и чего вам в бегах? В бегах гадко и трудно, а вам прежде всего надо жизни и положения определенного, воздуху соответственного, ну а ваш ли там воздух?” Порфирий Петрович говорит здесь об общей атмосфере жизни Раскольникова, его интеллектуальных интересах и нравственных запросах, о круге общения, к которому Родион привык.
Тяжело и душно делается Раскольникову, когда он уходит от Свидригайлова, убедившись в нем “как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире”.
Таким образом, мотив духоты приобретает в романе различное звучание. Это и вечная духота Петербурга. Это и постоянная духота, сопровождающая главного героя.

Раскольникову душно не только в своей тесной каморке или на пыльных петербургских улицах. Душно ему и во сне, душно от собственных заблуждений, от своей обреченной на смерть теории. Душа его как будто блуждает в лабиринте.
Другой мотив, сопровождающий в романе образ Раскольникова, – это мотив смеха, карнавала, буффонады. Мотив этот звучит уже в первом сне героя. Смех и хохот мужиков, смешки толстой и румяной бабы сопровождают злодейство Миколки. Что-то вроде насмешки чудится Раскольникову в глазах Алены Ивановны, когда он приходит делать свою “пробу”.

Со смехом герой в первый раз приходит на квартиру Порфирия Петровича. Сам Порфирий имеет бодрое и насмешливое выражение лица, он поминутно смеется. Когда Раскольников пришел к нему вторично, Порфирий “закатился уже таким смехом, что почти побагровел”. Следователь все время смотрел на Раскольникова с “лукавой усмешкой”, “сохраняя самый веселый и насмешливый вид”.

Родион же смеялся “совершенно припадочным смехом”.
Характерен и сам разговор героев. Раскольников рассуждает о комических мыслях, об остроумии, о буффоне, вспоминает Гоголя. Здесь возникает мотив маски, карнавала, где смешано черное и белое, доброе и злое. Порфирий, олицетворяя собой букву закона, то есть “официальное добро и справедливость”, практически издевается над Раскол ьниковым, психологически подавляя его, пытаясь загнать в угол.

Раскольников же, выступая против вселенского зла, дважды совершает убийство. Происходит смешение нравственных категорий, когда под маской добра таится зло, под маской жизни – смерть. В этом отношении весьма символичен вопрос, заданный Порфирием уходящему Раскольникову: “Теперь на именины-с?” “На похороны”, – отвечает Раскольников.
Мотив смеха звучит и в других эпизодах романа. Холодно-ненавистная и торжествующая улыбка появляется на губах мещанина, обвиняющего Раскольникова в убийстве. В третьем сне героя убитая им старушонка заливается тихим, неслышным смехом, который затем переходит в хохот.

В этом сне Раскольников видит себя на верху лестницы – на лестнице и внизу его окружает множество людей, и все они смеются. “Перед нами образ развенчивающего всенародного осмеяния на площади карнавального короля-самозванца”, – пишет об этой сцене М. Бахтин.
Таким образом, основной смысл данного мотива – развенчание Раскольникова. Смех, окружающий героя на протяжении всего повествования, разом уничтожает всю важность, серьезность теории Раскольникова. Так, исподволь у Достоевского задается мотив обреченности идеи героя.
Нежизнеспособность, обреченность теории Раскольникова подчеркивается и другим мотивом в романе. Это мотив опьянения, бреда, болезни. В начале романа, когда герой выходит из дома, ему поминутно попадаются пьяные.

Один из них, которого провозили в это время по улице на огромной телеге, обозвал Раскольникова немецким шляпником, намекая на его [Раскольникова] старую циммермановскую шляпу. Выйдя от Алены Ивановны после своей “пробы”, Раскольников шел по тротуару “как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними”. Затем он спускается в распивочную, где все настолько пропитано винным запахом, что, кажется, “от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным”. В распивочной Раскольников выслушивает исповедь пьяного Мармеладова.

Вскоре герой встречает на улице пьяную девушку, которую преследует неизвестный господин. В своем первом сне Родион видит кабак, множество пьяных мужиков, пьяного Миколку. В состоянии между сном и явью Раскольникову вновь представляется “биллиард в одном трактире… распивочная”.
С мотивом опьянения в романе сливается мотив болезни. Так, в болезни Раскольникова уверены Разумихин, Пульхерия Александровна, Дуня, Настасья. Родиона даже наблюдает доктор – Зосимов.

Характерно, что во время убийства самому Раскольникову дважды приходит мысль о том, что он “сумасшествует”. Убийство настолько противно самой природе человеческой, что Достоевский приравнивает состояние своего героя к опьянению, бреду, болезни. Сознание Раскольникова как будто затянуто пеленой, искажающей истинное положение вещей.

Мотив болезни подчеркивает “бредовость” теории героя, ее ложность, обманчивость.
Таким образом, в “Преступлении и наказании” воплотилось множество мотивов, которые тесно переплетены. Каждый из них связан с идеей главного героя, и у каждого мотива своя особая функция в сюжете романа. Мотивы крови и смерти практически буквально реализуются в сюжете. Мотив духоты довершает мрачно-гнетущую тональность романа.

Мотив смеха, карнавала и мотивы опьянения, бреда, болезни развенчивают идею Раскольникова, подчеркивают ее ошибочность, нежизнеспособность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Основные мотивы романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”