Основные мотивы лирики Н. Зерова
Современникам в истории литературы открываются все новые и новые имена интеллигентов-литераторов, настоящих патриотов своей земли. Они идут к нам из небытия и переходят в бессмертие. Среди многих таких имен – имя Николая Зерова, отца украинского неоклассицизма.
Творческое наследие Зерова значительное и многогранное: он оставил нам стихи, написанные в разных жанрах, поэтические переводы, антологии, литературно-критические научные статьи и т. п. Творческая деятельность Н. Зерова началась с переводов.
“Влюбленный в красу слов”,
Уже в раннее литературном творчестве, политик и литературовед Николай Константинович Зеров наметил будущее украинской литературы, склонялся к мысли о необходимости продолжения на новом этапе развития и утверждение традиций классической литературы.
В достижениях поэта – классические стихи-сонеты. Этот жанр мы встречаем в лаборатории и других украинских неоклассиков: М. Драй-Тучи, М. Рыльского, П. Филиповича.
Особенность литературоведческих суждений Н. Зерова в том, что он не был предрасположен к “чистой лирике”. Об этом свидетельствуют его реплики, высказанные во время литературной дискуссии 1925-1927 гг. В 1922 году поэт издает сборник стихов под названием “Сонеты и элегии”, в состав которого вошло много оригинальных произведений, а сборник “Камни”, изданный в этом же году, удостоверил его зрелым поэтом-художником.
Произведения, которые вошли в этот сборник, были написаны Зеровым в Барышевке под Киевом.
Свои впечатления от жизни провинциального города автор передает не только в стихах, но и в небольших рассказах.
Зеров был предрасположен к анализу, синтезу, философским раздумьям о сущности жизни. Осмысливая года разрухи, которые сопровождались вымиранием сел, болезнями, поэт писал:
Блаженный, кто “годы время” Не ощущал на собственной шкуре. И видел утехи и красоты, Знал революцию с фасада…
В “Камнях” поэт подвергает резкой критике тех, кто не проявляет заботу о чистоте стиха, не заботится о его мастерской форме. Особенно не уважает автор тех, кто ничего не понимает в технике стихосложения.
В сборник “Камни” вошло 9 переводов римских поэтов. Увлеченность давностью нарекла неприятности. Зерову начинают предъявлять обвинения в отходе от советской действительности, а сам поэт “ищет себя”. Он стремится найти свое “я”, свое понимание
Трагической гражданской войны. Красота, понимание, преданность государству в творческом наследии Н. Зерова доминируют над стихией разрушения.
Поэт старается в вечных, иногда библейских, сюжетах, темах, образах найти черты современности. Современности он посвящает определенные публицистические произведения. Писать их нелегко, так как слишком сложный психологический мир тех, кто рядом с поэтом.
1935 год в жизни Н. К. Зерова был губительным. В Москве, на квартире, его арестовывают. У Зерова было предчувствие этой беды, и об этом свидетельствует сонет “То был счастливый, десятилетний сон”.
Творчество Н. К. Зерова не изучено до конца. Современнику неизвестны литературно-критические и научные статьи. Не все переводы дошли до нашего времени.
Одним словом, творческое наследие самого интеллектуального человека эпохи ждет своего исследователя.