Основные мотивы комедии “Горе от ума” Грибоедова А. С

Мотив – это элемент сюжета, неоднократно повторяющийся в повествовании. Развитие, взаимодействие “характеров, мелодий, мотивов” и составляет сюжет художественного произведения. Попробуем рассмотреть основные мотивы в комедии Грибоедова “Горе от ума”.
Как замечает Б. Голлер, вступительный мотив пьесы – это беспокойство. Беспокоится Лиза, беспокоится Фамусов, услышав трезвон и застав своего секретаря рядом с комнатой дочери. Беспокойство заметно затем в поведении Софьи: она тревожится об упавшем с лошади Молчалине.

Беспокойство

прослеживается и в поведении Чацкого: он озабочен уклончивыми ответами Софьи, ее похвалами Алексею Степановичу. Наконец, Фамусов обеспокоен устройством судьбы дочери:
Тот нищий, этот франт-приятель;
Отъявлен мотом, сорванцом;
Что за комиссия, создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
Затем гости Павла Афанасьевича “беспокоятся” о судьбе Чацкого. Здесь мотив беспокойства сливается у Грибоедова с мотивом молвы.

Впервые мотив молвы возникает в речах Лизы, когда она советует влюбленной барышне быть осторожнее. “Грех не беда, молва не хороша”, – уверенно заявляет Лиза.

Мотив молвы реализуется и в сплетнях, распускаемых о Чацком, в слухе о его безумии. Характерно, что каждый из гостей Фамусова выдвигает свою версию сумасшествия героя.

Мотив молвы реализуется и в речах Фамусова, в его озабоченности “общественным мненьем”. В финале пьесы, увидев ночное свидание дочери, он восклицает: “Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!”
Другой близкий по смыслу мотив – мотив обмана. Этот мотив в пьесе задается образом Софьи. Ему противоположен мотив истины, правды, связанный с образом Чацкого.

Поиски истины определяют общественную позицию героя и его имидж влюбленного.
Сквозным на протяжении всего действия комедии является мотив слепоты и прозрения. В третьем явлении Софья выходит из комнаты со свечой, однако свеча здесь неуместна – уже рассвело. Свеча эта символизирует нравственную слепоту героини, ошибочность ее суждений, ее незнание.

Софья как бы не видит очевидного, блуждая в темноте. Характерно, что героиня в этой сцене тушит свечу – она не только не видит истинного положения дел, она как бы не желает ничего видеть, ей нравится ее состояние.
Подтверждение тому мы находим в тексте комедии. Софья – единственная героиня, которую Чацкий не критикует. Более того, Чацкий влюблен в эту девушку и верен ей со времен юности.

Софья умна, независима, горда. Но самая яркая характеристика ее – любовь Чацкого, избранницей которого не могла стать пустая светская барышня. Безусловно, где-то в глубине души Софья догадывается об истинной натуре Молчалина.

Недаром, когда Лиза ненароком упоминает о Софьиной тетушке, от которой сбежал француз, и та с досады поседела, у Софьи бессознательно вырывается: “Вот так же обо мне потом заговорят”. Однако она последовательно “переиначивает” поведение Молчалина, находя достоинства там, где их нет. Причиной этого, скорее всего, является романтичность и мечтательность Софьи, ее желание следовать в любви “сентиментальному идеалу”.

Мотив слепоты возникает и в конце комедии. Застав Чацкого с Софьей, Фамусов требует немедленно подать свечей: “Сюда! за мной! скорей! скорей! Свечей побольше, фонарей!” Считая себя жертвой заговора и обмана, Фамусов в финале заявляет, что “глупость” на него и “слепота напала”.
В финале комедии свеча уже уместна по отношению к Софье и Чацкому – она проливает свет на истинную суть событий, открывает этим героям глаза (здесь возникает мотив прозрения). Однако интересно отметить, что в этой сцене требует света именно Фамусов, который введен в заблуждение, считая, что Софья тайно встречается с Чацким. Несмотря на обилие свечей и фонарей, Фамусов все так же “слеп”.

Таким образом, мотив слепоты здесь сохраняет свое первоначальное значение.
С этим мотивом тесно связан и мотив глухоты. Как замечает С. А. Фомичев, Грибоедов использует здесь народный фарсовый прием – разговор с глухим. Уже в первом явлении Лиза, не сумев достучаться к Софье Павловне, вопрошает: “Вы глухи? – Алексей Степаныч!

Сударыня!.. – И страх их не берет!” Фамусов затыкает уши, не желая слушать “вольностей” Чацкого, то есть по собственному желанию становится “глухим”. На балу графине-бабушке “уши залошило”, она же замечает, что “глухота – большой порок”. На балу же присутствует князь Тугоуховский, который “ничего не слышит”.

Один из гостей, Репетилов, затыкает себе уши, будучи не в силах вынести хоровую декламацию княжон Тугоуховских о безумии Чацкого.
Глухота действующих лиц здесь весьма символична. Фамусовское общество “глухо” к “прокламированиям” Чацкого, не понимает его, не желает слушать. Все время нарастающий в комедии мотив глухоты подчеркивает консерватизм московского общества, неприятие им новых веяний, нежелание каких-либо изменений.

Мотив этот усиливает противоречия между главным героем и окружающим его миром.
Другой сквозной мотив комедии – мотив падения. Он реализуется в сюжете пьесы весьма разнообразно. Воротясь из дальних странствий, Чацкий падает к ногам Софьи: “Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног!” Поучая Чацкого, Фамусов рассказывает о своем дяде, Максиме Петровиче, который неоднократно надает на светском рауте, потешая всех присутствующих и зарабатывая таким образом “почет” и известность в свете. В 7-м явлении Молчалин падает с лошади.

И сцена эта как бы предваряет моральное падение героя в финале пьесы.
Мотив падения реализуется и в сплетнях о Чацком. Падение здесь – это не что иное, как “горе от ума”, это резкое падение имиджа героя в глазах фамусовского общества. О безумии как о “падении” говорит и старуха Хлестова: “В его лета с ума спрыгнул!”
Таким образом, мотив падения в комедии весьма многогранен. Падение – это падение нравов московского общества, с радостью объявляющего Чацкого сумасшедшим. Падение – ото низкопоклонство, чинопочитание, заискивание перед богатыми, влиятельными людьми, принятое в фамусовском обществе.

Это и откровенная низость, пример которой – поведение Молчалина. Это и крушение идеала, открытие истины. Эту драму переживают в пьесе два героя – Чацкий и Софья. Чацкий, узнав всю правду о Софье, о распускаемых ею сплетнях, “отрезвился сполна”.

Точно так же рухнули мечты Софьи о ее счастье с Молчалиным. В какой-то степени пелена спала и с глаз Фамусова, считавшего свою дочь образцом добродетели. В последней сцене мотив падения сливается с мотивом слепоты и прозрения.
Наконец, падение в комедии – это еще и понижение в должности, ухудшение положения героя. В этом смысле мы можем говорить о падении Лизы, которую Фамусов отправляет в деревню – “ходить за птицей”, о падении Молчалина, в одночасье лишившегося своей должности.
С образом Чацкого связаны и два противоположных мотива – мотив отчего дома и мотив дороги, странствий. Воротясь из дальних странствий, он всего лишь один день проводит в доме, где прошло его детство. А далее вновь герой идет искать себе “приют”:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

Таким образом, в комедии “Горе от ума” звучит многоголосье самых разнообразных мотивов. Некоторые из них постепенно нарастают в ходе сюжетного действия (мотив падения, мотив одиночества героя, мотив глухоты), звучание других, напротив, приглушается в процессе сюжетного действия и они, наконец, переходят в противоположные.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Основные мотивы комедии “Горе от ума” Грибоедова А. С