Основной характер поэзии Карамзина

Сам Карамзин так сформулировал задачу поэта: “Он верно переводит все темное в сердцах на ясный нам язык, Слова для тонких чувств находит” (“Послание к женщинам”). Дело поэта – выражать “оттенки разных чувств, не мысли соглашать” (“Протей”). В лирике Карамзина чувству природы, понятой в психологическом плане, уделено немалое внимание; природа в ней одухотворена чувствами живущего вместе с ней человека, и сам человек слит с нею.

Карамзин добивается создания в стихотворении не вещественного материального образа, а определенной

лирической тональности, Соответствующей настроению, основной теме произведения. Он пишет “Мысли об уединении” (1802): “Некоторые слова имеют особую Красоту дай чувствительного сердца, представляя ему картины меланхолические и нежные”. Именно такие слова, вообще такие изобразительные средства старается преимущественно использовать Карамзин.

Так, в стихотворении “Осень” он хочет создать общую настроенность тоски, увядания. Все элементы текста этого стихотворения подчинены этому эмоциональному мотиву:

Веют осенние ветры, В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые

листья. Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло Скрылися птички… Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит на бледную осень, Томно вздыхая…

Лирическая тональность стихотворения акцентирована подбором, слов единого тона: осенний, мрачный, сетуют, унылый, бледный, томный, вздыхая и т. д. На первый план выдвигается не предметное слово, а качественное, эпитет, формулирующий не объективный предмет, а отношение к нему. “Бледная осень” – это образ, не реализуемый зрительно, конкретно (аллегории здесь явно нет), а словесная нота, настраивающая душу на “осенний” лад. Слово значит не своим конкретным значением, а обертонами, лирическими ассоциациями, ему свойственными.

С опытом французов связан интерес Карамзина к поэтическим “мелочам”, остроумным и изящным стихотворным безделушкам, вроде “Надписей на статую Купидона”, стихов к портретам, мадригалов. В них он пытается выразить изысканность, тонкость отношений между людьми, иногда вместить в четыре стиха, в два стиха мгновенное, мимолетное настроение, мелькнувшую мысль, образ. Наоборот, с опытом немецкой поэзии связана работа Карамзина по обновлению и расширению метрической выразительности русского стиха. Подобно Радищеву, он недоволен “засильем” ямба.

Он сам культивирует хорей, пишет трехсложными размерами и в особенности насаждает белый стих, получивший распространение в Германии в творчестве Клопштока (вообще не писавшего с рифмами) и его учеников.

Разнообразие, размеров, свобода от привычного созвучия должны были способствовать индивидуализации самого звучания стиха в соответствии с индивидуальным лирическим заданием каждого стихотворения. Существенную роль сыграло поэтическое творчество Карамзина и в смысле разработки новых жанров. Его “Граф Гваринос” и “Раиса” – едва ли не первые попытки создать в русской поэзии балладу, правда, еще далекие от того типа баллад, который канонизировал Жуковский.

Одновременно со своими литературными неприятелями Клушипым и Крыловым создавал жанр дружеского послания в стихах (послания к Дмитриеву и Плещееву); эти послании в свою очередь предсказывают расцвет этого жанра у Жуковского, Батюшкова, молодого Пушкина и др.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Основной характер поэзии Карамзина