Основной мотив повестей Чехова “Смерть Ивана Ильича” “В ссылке”
Отчаяние героя повести при мысли о напрасно прожитой жизни до некоторой степени напоминает основной мотив “Смерти Ивана Ильича” (886). Есть, однако, и различия. Толстой в своей повести на первый план выдвигал проблемы философские, общечеловеческие.
Иван Ильич был важен автору как обычный, “средний” представитель целого разряда подобных ему людей.
В его жизни до смертельной болезни не было никогда ничего сколько-нибудь замечательного. Совсем иным предстает перед читателем профессор из повести Чехова. Он прожил большую и нужную
Вы были учителем! Говорите же: что мне делать?
” Ответа на этот самый важный вопрос у Николая Степановича нет, что является для Чехова признаком ущербности не только сумрачной действительности, но и самого
Поиски настоящей правды, желание преодолеть томительное бездействие, осознать цель и назначение человека определяют многое не только в творчестве Чехова, но и в его биографии.
Поездка Чехова на Сахалин в 1890 г.- закономерный результат всей предшествующей деятельности писателя, его ответ на вопрос: как быть и что делать передовой интеллигенции в затхлой тюремной обстановке 80-х годов. Его очерки, собранные в книгу “Остров Сахалин”,- гневное и смелое слово писателя-демократа, разоблачившего весь ужас всероссийской каторги с характерной для нее “предельной степенью унижения человека, дальше которой нельзя уже идти”. По признанию самого Чехова, поездка на Сахалин способствовала его возмужанию, усиливая острое недовольство окружающей действительностью – слишком спокойной и безмятежной по сравнению с теми впечатлениями, которые он вынес из знакомства с каторгой. На острове Чехов встретил бродягу по прозвищу Красивый.
Он был перевозчиком и поразил писателя не только добродушным видом, но и совершенно неожиданной на каторге полной удовлетворенностью жизнью. В 892 г.
Чехов опубликовал рассказ “В ссылке”. В центре повествования – бродяга Семен, прозванный Толковым, тоже_ перевозчик. И он активно проповедует своеобразную философию непротивления. Счастье в жизни Толковый видит в отсутствии всякого желания.
Он дошел до того, что может, по его словам, “голый на земле спать и траву жрать”, и тут же добавляет: “И дай бог всякому такой жизни”.
Чехов, ранее испытавший некоторое влияние толстовской философии (она отразилась в его детских рассказах, в “Хороших людях”, 1886; “Беде”, 1886; “Нищих”, 1887), после сахалинского путешествия (под влиянием встреч с бродягой Красивым и ему подобными) уясняет всю опасность проповедей о непротивлении, которые особенно фальшиво звучали на Сахалине, где унижение человека было доведено до предела. Недаром писатель специально отмечал, что до поездки на Сахалин “Крейцерова соната” Толстого была для него событием, а теперь кажется “смешной и бестолковой”. И в рассказе, созданном на материале новых наблюдений, Чехов выступает противником призывов к смирению и внутреннему самоусовершенствованию.