Основной конфликт лирики Маяковского

Первые два крупных эпических произведения “Мистерия Буфф” (1920-1921) и “150 000 000” (1920), свидетельствуют о настойчивых поисках новых принципов художественного отражения революционной действительности. В их обобщенно плакатном стиле отчетливо проступает стремление поэта опереться на фольклорные традиции, использовать опыт народной драмы, былинного эпоса. В “Мистерии Буфф” русская революция развертывается во вселенной но остроумно переосмысленной сюжетной схеме библейских легенд о всемирном потопе, смывающем испокон века существовавшую

власть “чистых”.

Поэма “150 000 000”, с, главным героем Иваном в центре, близка богатырскому эпосу. Гиперболизм ее образов обусловлен стремлением поэта представить революцию как величайшее в мире чудо, а подлинным творцом поэмы – своеобразного зеркала, в котором восставшие массы могли бы увидеть себя во всю свою мощь и рост, – поэт хотел представить народ революционной России (этим и объясняется первое издание поэмы без имени автора). В первом анонимном издании указание на “автора” содержится в начальных строках: “150 000 000 мастера этой поэмы имя” (1, 317).

Гиперболизм образов

и крайний экспрессионизм формы обоих произведений были обусловлены всей напряженной атмосферой того времени, страстным ожиданием близящейся всемирной революции. Развивающееся в такой атмосфере искусство не могло не быть романтическим по своему пафосу, не случайно его задачей утверждалась “выработка синтетического монументального стиля” в форме “иреобраялепного реализма”.8 Эта задача была близка Маяковскому, однако в своих первых крупных послеоктябрьских произведениях он не преодолел еще идущую от футуризма усложненность формы и нигилистическое отношение к классике. Именно это послужило причиной критического отзыва В. И. Ленина о поэме “150 000 000”.

Дальнейшие поиски Маяковского в создании эпоса революции были связаны с преодолеваем подобных ошибок; эти поиски увенчались шедеврами героической эпики – поэмами “Владимир Ильич Ленин” (1924) и “Хорошо” (1927). Путь к этим поэмам шел не только через глубоко диалектическое осмысление революционной эпохи, но и через практику реального и многообразного участия поэта в борьбе за строительство социализма, его “чернорабочего” подвига поэта-газетчика. Маяковский сразу откликнулся на призыв ЦК партии с начала гражданской войны организовать массовую агитацию, он включается в работу “Окон сатиры РОСТА”, находя тем самым выход своей поэзии к совершенно новому массовому читателю. Именно здесь в прямом смысле ему открывается возможность приравнять “к штыку” свое поэтическое “перо”.

Агитпоэзия Маяковского продиктована оптимистическим ощущением единства поэта с народом. Он пишет, снабжая собственными рисунками, короткие и меткие стихи, заостряющие внимание на самых существенных проблемах текущей действительности, прежде всего – задачах защиты республики от врага, проблемах хозяйственного строительства. Два с половиной года, начиная с 1919 г.

, отдал Маяковский работе в РОСТА, тщательно добиваясь предельной точности и емкости стиха, карикатурного штриха в рисунке. О своей работе вместе с другими сотрудниками РОСТА поэт впоследствии писал: “мы…

Революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации. Если есть вещь, именуемая в рисунке “революционный стиль”, – это стиль наших окон”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Основной конфликт лирики Маяковского