Основная тема в рассказах и повестях А. П. Чехова второй половины 80-х – начала 90-х гг. XIX века
Во второй половине 80-х гг. в письмах Чехова увеличивается число своеобразных творческих деклараций, с помощью которых он стремится обосновать свое понимание задач литературы, определить свое место в литературном процессе. Назначение литературы, по его глубокому убеждению,- “правда безусловная и честная” (из письма к М. В. Киселевой от 14 января 1887 г.). Он отстаивал свою независимость от любых политических и литературных группировок, а свою цель видел в том, чтобы, по его словам, “убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и кстати
В художественном творчестве Чехова второго периода более последовательным становится критическое отношение ко всем силам, угнетающим и подавляющим человеческую личность, передается скрытый трагизм привычной, обыденной жизни, углубляется психологический анализ, шире проявляется подтекст. С другой стороны, рост протестующих настроений по контрасту вызывает в творчестве Чехова усиление поэтического, лирического начала. Писатель обращается к изображению людей, противостоящих миру, в котором господствуют
В наибольшей степени свободны от тлетворного влияния среды Дети; и не случайно детская тема занимает одно из видных мест в произведениях писателя второй половины 80-х гг. Для Чехова непредубежденное, естественное детское сознание было одним из способов критики человеческой несправедливости, искаженных общественных отношений (“Кухарка женится”, 1885, “Ванька”, 1886, “Детвора”, 1886, “Житейская мелочь”, 1886).
Свидетельством идейного и художественного роста Чехова становятся его рассказы о народе (“Горе”, 1885, “Мечты”, 1886, повесть “Степь”, 1888 и др.).
- Особенности литературы второй половины 19 века 19 век – знаменательный век в русской литературе. Он дал миру такие великие имена, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой… Литература этого времени четко делится на два периода: первая половина 19 века и вторая половина 19 века. Художественные произведения этих периодов отличаются […]...
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Особенности социально-политической обстановки в России. Падение крепостного права – борьба вокруг крестьянского вопроса и ее отражение в литературе. Расстановка общественных сил и позиции ведущих журналов. Основные течения, направления. Демократизация литературы. Русская литература второй половины XIX века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Борьба литературных направлений. Развитие литературы критического реализма. […]...
- Украинская педагогика второй половины XIX – начала XX веков Развитие образования на Украине в конце XIX – нач. XX в. было контрастным явлением: в то время как немногочисленная прослойка общества пользовалась благами высшего образования, значительная часть населения оставалась неграмотной и далекой от культуры. Положение немного улучшилось после отмены крепостного права в 1861г., когда ответственность за развитие образования взяли на себя земства. Повысился уровень учителей, […]...
- Тема “маленького человека” в ранних рассказах А. П. Чехова В своих ранних рассказах Чехов продолжает тему “маленького человека”, традиционную для русской классической литературы начала и середины XIX века. Однако эта тема раскрывается у Чехова новаторски по двум очевидным причинам: во-первых, писатель обладал талантом, то есть собственным оригинальным взглядом на мир; во-вторых, изменились российские общественные условия (конец XIX века), которые нашли отражение в творчестве Чехова. […]...
- Сочинение на тему: “Мир поэзии второй половины XIX века. Традиции и новаторство” Творческий, общественный и художественный интерес к литературе как к области искусства и просвещения зародились на заре XIX века, который величается в русской классической литературе высоким титулом – золотого века. Эта литературная эпоха ознаменовалась расцветом русской словесности. Литература воспринималась не только как область художественного и народного творчества, наполненная яркостью образов, воздушным красноречием и богатством слова, она […]...
- Своеобразие положений русской литературы второй половины XIX века (Литература XIX века) 1. “Наш век приобрел Скучную физиономию банкира” – Н. В. Гоголь 2. “Век шествует путем своим железным” – Е. Баратынский 3. “Одно осталось серьезное для человека – промышленность” – Киреевский Влияющие факторы: – 1855г – Смена государя; 1861г – отмена крепостного права (Л. Н. Толстой “Утро помещика”) – Поражение в Крымской войне – Развитие промышленности, […]...
- Русский придворный театр и драматургия второй половины 17 века: традиции, истоки, особенности поэтики 17 век – век народных движений и народных возмущений. Народ, принимавший значительно более активное участие в общественной жизни, чем это было раньше, содействовал освежение и обновлению русской культуры на новых путях. В бурной обстановке социальных столкновений религиозное начало, которое еще недавно было столь влиятельным, теперь, хоть и не без борьбы, сдает свои позиции светской стихии […]...
- Военная проза второй половины 20-го века Военная проза второй половины XX века. В чем состоят важнейшие особенности этого литературного течения? (На примере 1-2 произведений.) Важнейшая тема 1960-1980-х годов – военная. Осмысление событий Великой Отечественной войны, художественные пути решения темы в этот период существенно изменяются. “Окопная правда” войны, события, не отличающиеся масштабностью, нравственные конфликты на нашей стороне фронта интересуют писателей все в […]...
- Литературно-эстетические идеи писателей второй половины XIX века Ценные литературно-эстетические идеи выдвигали и другие критики и писатели второй половины XIX века. Так, Аполлон Григорьев, выдвинув учение об “органической критике”, интересно интерпретировал искусство и как форму отражения жизни, и как выражение высокого нравственного идеала. Несколько преувеличивая интуитивное начало в творческом процессе, Григорьев вместе с тем справедливо выступал против иллюстративности и схематизма в литературе. И. […]...
- Проблема взаимоотношений поколений в русской литературе второй половины 20 века Проблема “отцов и детей” – вечная проблема. Известны надписи на древних папирусах, созданные до нашей эры, о том, что молодое поколение испортилось, оно гораздо хуже стариков. Древний летописец печалится, выживет ли мир, оставленный на такое безнравственное и невежественное поколение. Безусловно, проблема взаимоотношений поколений разрабатывалась в мировой литературе в древних времен. В русской литературе классическим является […]...
- Проза в русской литературе второй половины XIX века В первой четверти XIX в. ведущее место в литературе занимала поэзия. Начиная с 30-х годов, положение постепенно меняется. В этот период создали свои основные прозаические произведения Пушкин, Лермонтов, Гоголь, во многом предопределив тенденции развития русской литературы. В 30-е годы быстро развиваются ^такие жанры, как роман и повесть. В статье “О русской повести и повестях г. […]...
- Изучаем русскую стихотворную пародию второй половины XIX века Цели урока: дать представление о пародии как комическом образе художественного произведения; показать роль пародии в литературной борьбе второй половины XIX века. Оборудование: Словарь литературоведческих терминов; компьютерная распечатка: 1) стихотворения И. И. Дмитриева “Репейник и фиалка” и пародии А. С Пушкина и Н. М. Языкова на это стихотворение; 2) стихотворения К. К. Случевского “На кладбище” и […]...
- Тема нравственной ответственности человека в рассказах Чехова Тема нравственной ответственности человека в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Тема нравственной ответственности – традиционная для русской литературы (Пушкин, Толстой, Достоевский и др.). II. Главная часть 1. Нравственная ответственность человека у Чехова – это ответственность перед самим собой, перед людьми и даже перед будущим. 2. Люди, у которых атрофирована совесть, а следовательно, и чувство нравственной […]...
- Концепции постмодернизма зарубежной литературе второй половины ХХ века В качестве определения современного этапа в развитии философии, искусства и науки используется термин “постмодернизм”, объединяющий все многообразие проявлений культурной деятельности человека, живущего во второй половине ХХ века. Уже несколько десятилетий ведутся бурные дискуссии об этом феномене. И хотя некоторые ученые утверждают, что постмодернизм закончился, и мы живем в новой культурной эпохе, постмодернизм остается относительно изученным […]...
- Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века Нравственные проблемы в произведениях современных писателей Нравственные уроки истории как одна из тем современной русской литературы [Русская деревня… Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово “деревня “? Сразу же вспоминается старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие мозолистые руки. У многих, […]...
- Авторская песня как особое явление русской культуры второй половины XX века 1. Истоки авторской песни. 2. Основные темы и сюжеты авторской песни. 3. Тема любви в творчестве бардов. 4. Барды поют о войне. 5. Песни о матери. 6. Песни русских эмигрантов. 7. Значение авторской песни для русской культуры. Заходите к нам на огонек, Пела скрипка ласково и так нежно. В этот вечер я так одинок, я […]...
- Образ женщины в лирике поэтов второй половины XX века Во второй половине XX века о женщине и о любви писало множество поэтов-лириков. Прекрасные стихи на эту тему есть у Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского и у многих других. Особенно выделяется в этом ряду любовная лирика Пастернака, отличающаяся изысканным и строгим психологизмом, утонченностью чувств, сдержаннонервными интонациями. Хрестоматийным, в частности, стало его стихотворение […]...
- Художественные направления мирового искусства второй половины XX века Яркими страницами мирового искусства второй половины ХХ века стали такие художественные направления, как “арт повера” , “лэнд-арт” и “видео-арт”. Для создания своих шедевров художники “арт повера” используют материалы разнообразного происхождения: дерево, ветошь, пластмассу, бумагу, автомобильные каркасы – все, что существует в повседневном быту человека. Художники совмещают эти материалы в одной композиции, наделяя нетрадиционным смыслом. Представители […]...
- Русская историческая повесть преимущественно второй половины XVII века XVII век – особенно вторая его половина – в истории русской литературы отмечен значительным развитием повествовательной литературы. Тут частично звучат еще старые, обжившиеся мотивы и разрабатываются уже знакомые из прошлого темы и сюжеты, окрашенные часто в христианские благочестивые тона, проникнутые элементами чуда и легенды и сплошь и рядом не обходящиеся без непременного участия нечистой бесовской […]...
- Западноевропейское искусство второй половины 19 века В 60-е годы 19 века хромолитография позволяет уже создавать красочные плакаты. Эта возможность сразу привлекает многих живописцев, появляются плакаты художественных выставок. Однако подлинный плакатный стиль удается найти не сразу. Он зарождается и достигает своего расцвета в Париже, на Монмартре, в квартале художественной богемы, ночных кабачков, цирка и варьете, апашей и прожигателей жизни. Авторы этих цветных […]...
- Особенности творчества одного из современных поэтов второй половины 20 века Николай Рубцов является представителем “тихой лирики”, для представителей которой главными в творчестве были культ природы, изображение крестьянской избы как модели мира, отталкивание от городской культуры, живой интерес к сказочному, фольклорному пласту культуры. Поэтический мир поэта одновременно и узнаваем, и многообразен в своих проявлениях. Взгляд Рубцова чаще всего обращен в прошлое. Точнее – к русской старине. […]...
- Анализ поэтики Некрасова второй половины 50-х годов ХІХ века Одним из наглядных признаков начавшегося общественного подъема был выход в свет сборника стихов Некрасова в 1856 г. Поэт включил в него лучшие произведения, созданные им за 10 лет (стихи первой половины 40-х годов туда вообще не вошли). Сборник открывался стихотворением “Поэт и гражданин”, в котором Некрасов излагал свои взгляды на назначение поэзии в жизни, выступал […]...
- Маленький человек в рассказах А. П. Чехова “Маленький человек” в рассказах А. П. Чехова I. Изображение “маленького человека” – один из способов проявления гуманизма и демократизма русских писателей XIX века. II. Эта тема как понятие социальное в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. 1. Деградация “маленьких людей” в рассказах Чехова: превращение их в обывателей. 2. […]...
- Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева “Ася”) Повесть И. А. Тургенева “Ася” – одно из лучших произведений русской литературы. Творчество писателя конца 50 годов 19 века пронизано мыслью о трагичности человеческого существования, о мимолетности юных лет. По мнению писателя, жизнь находится в зависимости от законов природы и герой часто невиновен в своем несчастье. Так, в “Асе” господин Н. Н. во многом становится […]...
- Гуманистическая тема “маленького человека” в рассказах Чехова Гуманистическая тема “маленького человека”, волновавшая долгое время – от Пушкина до Достоевского – русскую литературу, приобретает у Чехова сатирическую направленность, воспринимается как тема не маленького, а мелкого человека, обывателя, уровень сознания которого не выходит за пределы узенького круга повседневного мещанского существования. Таков один из персонажей чеховского рассказа “Толстый и тонкий” (1883). Как только он, незначительный […]...
- Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова План I. Чехов и сила его таланта. II. Герои Чехова и их судьбы. III. Что автор хочет донести до нас? Сегодня произведения Антона Павловича Чехова многими маститыми писателями, литературными критиками и простыми поклонниками его таланта по праву считаются одними из лучших образцов настоящего мастерства изображения человеческой жизни. […]...
- Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова. Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова “Ионыч” В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и […]...
- Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова План I. Понятие духовности. II. Скудность внутреннего мира чиновника как причина его страданий. III. Генерал – человек добродушный или попросту черствый и невнимательный? IV. Эмпатия и взаимопонимание – ключ к духовному росту. В произведениях большинства русских писателей немало внимания уделяется такому человеческому качеству, как духовность. Что […]...
- ТЕМА “ФУТЛЯРНОСТИ” В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА ТЕМА “ФУТЛЯРНОСТИ” В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА М. Горький писал Чехову: “Вы человек, которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, и фразы, чтобы сотворить рассказ, дивный рассказ, который ввертывается в глубь и суть жизни, как бурав в землю”. Художник И. Репин писал о рассказе “Палата № 6”: “Даже просто непонятно, как из такого […]...
- Тема “футлярной” жизни в рассказах А. П. Чехова Предметом творческого исследования является для Чехова сложный и противоречивый мир человеческой души. В небольших по объему рассказах писатель воспроизводит истории целых жизней людей, изменение их внутреннего мира. На современном ему материале он ставит проблемы большого общечеловеческого значения, имеющие универсальный смысл, который сохраняется надолго. В ранних юмористических рассказах Чехов рассматривал разные виды “ложных представлений” – стереотипных […]...
- Тема обманутых надежд в рассказах Чехова Главное проблемой чеховского творчества, писателя переходной эпохи, стал поиск человеком путей ориентирования в сложном, непонятном мире. Никто из героев Чехова “не знает настоящей правды”, а потому в попытках определить свое место в жизни они часто заблуждаются и ошибаются. Типична для рассказов писателя ситуация, построенная по принципу “казалось – оказалось”. То, что поначалу кажется человеку правильным, […]...
- Тема “футлярности” человека в рассказах Чехова М. Горький писал Чехову: “Вы человек, которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, и фразы, чтобы сотворить рассказ, дивный рассказ, который ввертывается в глубь и суть жизни, как бурав в землю”. Художник И. Репин писал о рассказе “Палата № 6”: “Даже просто непонятно, как из такого простого, незатейливого, совсем даже бедного по содержанию […]...
- Буржуазно-демократическая литературная оппозиция Австрии начала ХХ века Буржуазно-демократическая литературная оппозиция также была разобщена. Карл Краус остался Кассандрой Австрии на ниве критики. Его моральное влияние распространялось на всю немецкоязычную языковую область; на родине Крауса само его сатирическое творчество стало той противоборствующей силой, которая противопоставлялась “культурной ностальгии” по старой Австрии. Однако он все в большей степени оказывался в положении человека, примирившегося со своей судьбой. […]...
- Тема революции в творчестве поэтов начала XX века 1. Значение революции как исторического события. 2. Революция, воплощенная в образах красноармейцев в поэме Блока “Двенадцать”. 3. Поэтохроника Маяковского “Революция”. События 1917 года всколыхнули всю Россию, перевернули все привычные представления о жизни. Несомненно, что революция 1917 года явилась поворотным этапом в судьбе страны, поэтому вполне естественно, что представители творческой интеллигенции были вынуждены определить свое отношение […]...
- Тема духовного перерождения в рассказах А. П. Чехова Русская литература 2-й половины XIX века Тема духовного перерождения в рассказах А. П. Чехова А. П. Чехов вошел в историю русской литературы как писатель, во многом противоречащий созданной до него традиции. Чехов никогда не рассуждал в своих произведениях с морализаторской позиции о народе, о вере и неверии, о Боге, о предназначении человека и обо всем […]...
- Вопросы с ответами по теме “Литература второй половины XX столетия” Какие события в общественной жизни обусловили основные тенденции развития литературы второй половины XX века? Какие из существующих литературных течений получили дальнейшее развитие во второй половине ХХ века? Во второй половине XX ст. дальнейшее развитие получили экзистенциализм (А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.), западный модернизм (В. Дж. Голдинг, Дж. Апдайк и др.), научная фантастика (Р. Бредбери, […]...
- Тема духовного перерождения человека в рассказах Чехова Тему духовного перерождения, пошлости и бессмысленности жизни обывателя можно назвать одной из ведущих в творчестве Антона Павловича Чехова, замечательного русского писателя конца XIX века. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости. Эта тема развивается писателем в таких рассказах, как “Человек в футляре”, “Дом с мезонином”, “Дама […]...
- Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме “маленького человека”. Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890-х гг. и состоящую из […]...
- Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова (по пьесе “Вишневый сад”) Чехова называют мастером короткого рассказа, а еще обличителем пошлости и мещанства. Он презирал обывателей, живущих в своем “футлярном” мирке, отгородившись от жизни. Тема духовного перерождения человека, неумение противостоять мещанской среде постоянно волновали Чехова и находились в центре его писательского интереса. Писатель не боялся обнаружить “темные закоулки” души. Но делал это, пробуждая мучительное сожаление о растраченных […]...
- Образ России в ранних рассказах Чехова В первой половине 80-х годов 19 века А. П. Чехов выпустил несколько сборников рассказов – “Сказки Мельпомены” (1884), “Пестрые рассказы” (1886), “В сумерках” (1887), “Невинные речи” (1887). Их основу составляли юмористические произведения писателя. Но, несмотря на веселый, задорный смех, которым искрятся эти небольшие рассказы, далеко не все они носят развлекательный характер. Во многих из ранних […]...