Основная идея повестей Марлинского (Бестужева)

Основная идея повестей Марлинского из современной жизни – отрицание общественного уклада, который подавляет и уродует человеческую личность. В повести “Фрегат “Надежда”” (1833) он рисует “бесхарактерный ледяной свет, в котором под словом не дороешься мысли, как под орденами – сердца, свет, это сборище пустых и самовлюбленных людей”. Марлинский противопоставляет дворянскому обществу двух благородных, полных внутреннего достоинства, умеющих глубоко чувствовать и смело поступать героев – капитана Правина и княгиню Веру.

Противник

несправедливых привилегий, патриот, осуждающий “те гостиные, где от собачки до хозяина дома все нерусское и в наречии и в приемах”, Правин вступает в конфликт с дворянским обществом. Увлеченные глубоким чувством, герой и героиня бросают вызов морали и традициям света, что приводит их к трагической гибели.

Успех повести Марлинского (по названию она была знакома даже гоголевскому Хлестакову, приписавшему себе ее авторство) вызвал увлечение жанром так называемой “светской повести”, в котором, однако, только немногие прогрессивные писатели проявляли критическое отношение к изображаемому

свету. В большинстве случаев “светская повесть” превращалась в развлекательную беллетристику на “светские” темы.

Особый цикл в творчестве Марлинского составляют повести и очерки из кавказской жизни: “Аммалат-Бек” (1832), “Мулла-Нур” (1836) и др. Личные впечатления от Кавказа, его обитателей, событий Кавказской войны (1817-1864), полученные ссыльным рядовым Бестужевым, составили фактическую основу его кавказских повестей. Он охотно рисовал быт, нравы, миропонимание, язык местного населения.

Однако реалистические тенденции остались в кавказских повестях только тенденциями. Романтика Кавказа, окрасившая многочисленные произведения русской литературы того времени, отразилась и в повестях Марлинского. В “Рассказе офицера, бывшего в плену у горцев” есть такая тирада: “Три дня провели мы между этими детьми природы, не знающими никакого начальства и потому никакого властолюбия, чуждыми почти всех страстей, всех пороков общества”.

Однако наблюдаемая Бестужевым действительность заставляла его вносить существенные поправки в эту абстрактно-романтическую идеализацию кавказской “первобытности”. “Это была олицетворенная утопия Жан-Жака,- заканчивает автор приведенную тираду,- только грязная, не нарумяненная, нагая”. Поправки в абстрактно-романтическое представление о кавказской свободе заставляла вносить и национальная борьба, которая разгорелась в те годы на Кавказе.

Бестужев наблюдает и с необходимой осторожностью показывает черты хищнической политики царизма в отношении кавказских народов. Это вызывает сочувствие к последним у писателя-декабриста. Но в то же время для него не остается тайной и подлинная подоплека событий на Кавказе – происки турецких, английских “миссионеров”, подстрекавших кавказские народы на борьбу против России.

В повести “Аммалат-Бек” выведен мулла Гаджи-Сулейман, “набожный турок, один из ежегодно посылаемых в горы стамбульским диваном для распространения и укрепления православия [т. е. мусульманства], а с тем вместе и ненависти к русским”.

Но и в этих повестях основное внимание Марлинский уделяет героической личности, наделенной сильными страстями, могучей волей, неустрашимой храбростью. Писатель изображает борьбу внутренних противоречий, типичные для романтических героев контрасты чувствований и стремлений, переходы от любви к ненависти, от благодарности к мести и т. д. Автор подчеркивает черты человечности и благородства своего героя, скрытые привычками, “внушенными ему варварским деспотизмом Персии”. В образе Муллы-Нура, которого Белинский не без основания назвал “татарским Карлом Моором”, Марлинский рисует “благородного разбойника”, который нападает на богатых и обидчиков, но помогает бедным и обижаемым.

Постепенно в творчестве Марлинского отчетливее выступили реалистические тенденции – в ряде кавказских очерков и в такой “были”, как “Мореход Никитин” (1835). В очерках Марлинский показывает себя зорким наблюдателем, умеющим представить жизнь как она есть. Романтической раскраски лишена и повесть “Мореход Никитин”. Это произведение характеризует и идейные настроения Марлинского.

Мещанин Никитин проявляет мужество, находчивость, благородство, патриотизм в событиях, связанных с захватом в плен английского военного судна в период континентальной блокады.

Однако не эти тенденции характеризуют творчество Марлинского в целом. Он остался верен основным принципам революционного романтизма, имеющего в его лице одного из наиболее ярких и блестящих представителей.

Белинский, создавший реалистическую эстетику, считал, что настало время ударить по “марлинизму”, получившему широкое распространение в русской литературе и ставшему тормозом для дальнейшего развития реализма. Даже И. С. Тургеневу и Л. Н. Толстому пришлось позднее вести борьбу с эпигонским романтизмом школы Марлинского.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Основная идея повестей Марлинского (Бестужева)