Осмысление человеческих ценностей в повести “Талант”
Ценность художественного произведения определяется не широтой затронутых проблем, не значимостью идей, а тем, насколько убедительное его художественное слово в постановке и решении вечных проблем человечества: добрая и злая, жизнь и смерти, мечты и действительности. Добро постоянно борется со злом, и, к сожалению, не всегда побеждает. Это мы видим и в повести С. Васильченко “Талант”. Молодежи способные учителя стремятся получить высшее образование, чтобы потом нести культуру на село, отдавать свой талант людям.
Этому препятствует
Зло кроется и в характерах отдельных героев. Отец Василий, например, вместо того что бы быть духовным наставником, высоконравственным человеком, на самом деле есть жадным, сварливым, да еще и морально неустойчивым, так как, забыв о грехе, ухаживает к чужим женщинам. В конце повести мы видим, что именно
Поп чувствует свою вину. Впервые ему приходится быть объектом осуждения со стороны всех крестьян. Таким образом, добро и справедливость напоминают о себе. Учитель-Рассказчик и Андрей Маркович искренне беспокоятся за судьбу Татьяны, своей коллеги из соседней школы.
Они радуются ее таланту, поддерживают в трудные минуты отчаяния, не предают даже после смерти, хотя платят за это дорогой ценой – лишением мечты об обучении в университете. И здесь оказывается их безграничная доброта, достоинство, порядочность – высочайшие человеческие качества.
Острой возникает в повести проблема жизни и смерти. Каким бы трудным, даже жестоким не казалась жизнь, все же оно лучше за смерть – в этом убеждает нас автор. И делает он это очень мастерски, выписывая аллегорические и символические картины темной дождевой ночи, весеннего грома.
Навсегда запоминается его поэтическая фраза: “Ой вы, глупенькие, заплаканные окна: солнце – будет, будут дни радостные, ясные, будут песни, цветы, будут радость,… Будут!..”. В центре повести – проблема таланта.
Что же это? За Васильченко – “Божья искра”, “дар Божий”. Для человека это большая награда. Но и большая ответственность.
Ведь талант можно продать, променять на славу. А можно отдать людям и получить от них тепло и признательность. Жестокая действительность разбила благородные намерения и мечты Татьяны.
Ее талант оказался никому не нужным, и у нее не хватило силы жить дальше, добиваться цели. К сожалению, очень часто для человека талант оборачивается не счастьем, а страданием, и виновные в этом, прежде всего, окружающие, общество.
Итак, в повести “Талант” писатель убедительно, используя все средства художественного мастерства, утверждает идеалы добра и справедливости, жизненного оптимизма, силы воли, любовь, любви к ближнему. Они, как и другие, несут определенную композиционную нагрузку. Это и любимая песня Татьяны, которая закончила жизнь самоубийством, и воспоминание о ее утерянном таланте, как и потерянная жизнь самого дьяка Запорожца – исполнителя песни.
Кроме того, это описание и конкретной ситуации, и обобщенной картины жизни: дьяк застрял в болоте и не находит дороги домой, как и не знает своей дороги в жизни. Вот такой значительный подтекст содержат лишь два песенные строчки. И собственные Васильченко слова, вложенные в уста героев, звучат не менее поэтически и метафорически: Татьяна говорит учителю-рассказчику: “Вы это не сожгли еще, книгочей и монах?..”.
Осенняя сухая листва “сквозь слезы шепчет несмелую жалобу: куда его, да и куда его против ночи?”.
Итак, С. Васильченко в своих произведениях, в частности повести “Талант”, проявил большое художественное мастерство, индивидуальный неповторимый стиль, который еще нуждается в своем исследовании. Поэтому, на мой взгляд, произведения писателя прошли испытание временами, пользуются популярностью и в наши пор.