Ошибочно, ли истолкование Чацкого как образа “лишнего человека”?
Рабской морали Фамусовых и молчалиных Чацкий Противопоставляет высокое, понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед “мнениями чужими”, независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы Чацкого. Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова.
Люди, подобные
В личности Чацкого, во всем его психологическом облике, в страстной вере в силу убеждения, в пламенном и возвышенном красноречии многое от романтизма 20-х годов. Романтика Чацкого – это романтика декабриста, пламенного патриота, мечтающего о преобразовании жизни своей родины.
Глубоко ошибочно истолкование Чацкого как образа “лишнего человека”, беспочвенного мечтателя, одинокого протестанта. Сам Чацкий чувствовал себя человеком
Вот образ “одного из нас, молодых людей”. Как представляет себя грибоедовский герой, это
…враг исканий… Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний, Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным…
Среди “алчущих познаний” был и двоюродный брат Скалозуба, отказавшийся от чинов и отправившийся в деревню “книги читать”, и князь Федор, химик и ботаник, который “чинов не хочет знать” и чуждается пустой светской среды, и профессора педагогического института, упражняющиеся “в расколах и безверье”, и та передовая молодежь, от имени которой говорит все время Чацкий. За Чацким стояло целое поколение передовой русской молодежи.
Романтическое вольнолюбие Чацкого, его вера в людей, в силу разума, в близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, со страшным миром Фамусовых и молчаливых, С горячим сочувствием раскрывает автор и личную и общественную драму своего героя.
Драма Чацкого типична для того периода русской жизни, который начался с национально-патриотического подъема 1812- 1815 гг. и закончился резким усилением крепостнической реакции и самом начале 20-х годов. Это время отличается, с одной стороны, пылким увлечением передовых кругов дворянской молодежи свободомыслием, надеждами на скорые изменения в русской общественной жизни, а с другой – неясностью, незрелостью общественно-политической программы, случайностью, неопределенностью участия В этом движении многих либералистов, отказавшихся впоследствии от своего свободомыслия. Всеобщее воодушевление и вольнолюбивые поэтические мечтания столкнулись с суровой прозой реакционно-крепостнической действительности. Многим стала ясна вся иллюзорность надежд и упований на возможность “свободы просвещенной” и скорого падения рабства в России.
Психологически и морально этот исторический момент выразился у представителей передовой дворянской молодежи в смене мечтательных и прекраснодушных настроений горечью разочарования в лучших чувствах и надеждах. В художественном изображении этого кризиса прежде всего и заключается конкретно-исторический смысл духовной драмы Чацкого.
Но историческое значение комедии, изображавшей столкновение двух общественно-политических лагерей, более широко. Конфликт пьесы раскрывал типические черты, социально-историческую сущность, силу и слабость самого дворянского освободительного движения. Драма Чацкого была отражением еще более широкого общеевропейского явления.
Он терпит горе от своего ума, глубокого в своем критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру Фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных, путей и действенных методов борьбы за преобразование действительности. Как уже указывалось, он был подлинным представителем века Просвещения и причины уродливости жизни видел в неразумности общества. Он верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, раскрыв идеалистический характер просветительского, осложненного романтическими мечтаниями понимания действительности.
Таким образом, в общественной драме Чацкого отразилась слабость дворянского освободительного движения. Вместе с тем Грибоедов в определенной степени запечатлел важный исторический момент в духовном развитии народов Европы – кризис рационалистической философии эпохи Просвещения.
И все же пафос комедии оптимистичен. Горе от ума испытывает не только Чацкий. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями Фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось.
Его паразитический эгоизм обличили, его философию жизни осудили, против него восстали. Если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то и Фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей. Борьба против Фамусовых не завершилась в комедии.
Она и в русской жизни только начиналась. Декабристы и выразитель их идей Чацкий были представителями первого, раннего этапа русского освободительного движения.
О дальнейшей судьбе грибоедовского героя Герцен писал: “Чацкий шел прямой дорогой на каторжную работу, и если он уцелел 14 декабря, то, наверное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом… не оставил бы ни в каком случае своей пропаганды”…
Декабристы “разбудили” Герцена и Огарева, были их ближайшими предшественниками и воспитателями. Подчеркивая эту связь, Герцен и писал о Чацком как о декабристе, который “протянул бы горячую руку нам”. Гончаров правильно отметил, что в “горячих импровизациях” Белинского звучат те же мотивы и тот же тон, как у грибоедовского Чацкого. И в герценовских сарказмах Гончаров слышал “эхо грибоедовского смеха”.
Как верно заметил Гончаров, “Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим… Чацкие живут и не переводятся в обществе… где… длится борьба свежего с отжившим, больного с здоровым… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого… будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике, в войне…
Вот отчего не состарелся до сих пор и едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия”.