“Ошеломляющий” образ в поэзии Аполлинера (Сборник “Алкоголи”)

“Ошеломляющий” образ имел целью вызвать соответствующую реакцию “удивление” (surprise), а отсюда – своеобразный “диалог между поэтом и человечеством”. В отличие от некоторых сюрреалистов, образы которых оставались “непрочитанными”, Аполлинер всегда искал отголосок в сердцах тех, для кого писал. Однако определенность авторской мысли не означала художественной упрощенности.

Многозначность смелых аполлинеровских образов свидетельствует о многогранности его духовной жизни и необходимости поиска разных путей к его

осмыслению. Аполлинер был поэтом со смелым характером, сильной волей и стремлением ощутить жизнь во всех ее проявлениях. Он писал: “Нет, не нужно искать печали в моей поэзии, а лишь саму жизнь, постоянную, осознанную волю к жизни, к познанию, к видению, к знанию и выражению этого знания”.

Мы хотим вам раскрыть широкие Непривычные пространства Где цветок тайны раскрывается Для того, кто его хочет сорвать Там новые огни и невиданные краски Тысячи непонятных Фантастических явлений Которые нужно превратить в реальность (Здесь и далее пер. Лукаша)

Сборник “Алкоголи” (1913) дал представление читателям

о разнообразии творчества поэта. Он вобрал в себя все лучшее из созданного писателем за 15 лет. Первая его поэма “Зона” раскрывает содержание названия сборника: “И жизнь будто спирт пламенный ты пьешь”. Главная тема поэмы – поэт и современность, личное и общественное в жизни человека.

Автор убежден, что источником настоящей поэзии является жизнь в ее беспрерывном движении, а поэзия должна удивлять, захватывать и познавать жизнь с помощью только ей присущей средств. Сборник отмечается богатством тематики, разноплановостью мотивов и интонаций.

Задушевная нежность польется из строф “Рейнских поэзий”. Патетика революции звучит в “Вандемьере”. Любовь, которая уплывает из жизни героя, как воды Сены под парижским мостом Мирабо, воспевается в стихотворении “Мост Мирабо” (1912).

Задумавшись над природой человеческих чувств, поэт приходит к выводу, что, хотя они и изменяются, их движение нельзя остановить, как течение реки, и именно в этом заключается главная закономерность бытия.

Мост Мирабо – символ вечной истории взаимоотношений, которая повторяется для каждого поколения жителей Парижа. В беспрерывном движении реки чувств – гарантия развития жизни. Автор утверждает ценность внутренних переживаний личности, неповторимых, как каждый миг, но в этом их привлекательность и значимость:

Под мостом Мирабо течет Сена Так и любовь Бежит у тебя и у меня…

Аполлинер использовал в произведении ритм ткацкой песни XIII ст. Передал он и дух этой песни: с такой же самой серьезностью пели о любви за ткацким станком французские женщины. Старинный ритм по-новому зазвучал в XX ст., напомнив о вечных ценностях, актуальных для всех времен и народов.

Сборник вобрал в себя сложность и противоречивость самого бытия, поэтому, несмотря на разноплановость произведений (элегические, сатирические, исторические, современные и т. п.), он воспринимается как выражение того “синтеза жизни”, в который был влюблен Аполлинер.

Кроме того, в “Алкоголях” прослеживается и другой синтез: поэт старался привить французской литературе близкие и далекие культуры. Поэтому в сборнике находим отголосок библейских сюжетов и немецких легенд, французской и украинской истории, античной мифологии и современной европейской философии. Синтез разных культур помогал автору поднимать проблемы жизни в широком мировом контексте.

Однако читатели не восприняли сборник “Алкоголи”, который противоречил упроченным представлениям о литературных жанрах и поэтическом образе.

Таким образом, Аполлинер соединил поэзию и время, создав своеобразную лирическую эпопею бушующего исторического периода. В письме к поэту Андре Бийи автор отмечал: “Это – книга военного времени и содержит в себе жизнь. Если судьба будет оказывать содействие моей поэтической репутации, она больше, чем “Алкоголи”, взволнует читателей…

Относительно упрека, будто бы я разрушитель, то я не воспринимаю это категорически, так как я никогда не разрушал, наоборот, старался строить”. Название сборника связано с экспериментами в области поэтической формы.

Часть стихов имеет форму “лирических идеограмм”, или калиграмм. Наиболее известная калиграмма Аполлинера – “Зарезанная голубка и фонтан” (1914), расположением букв неодинакового размера и разными направлениями строк она образовывает очертания голубки над струями фонтана, который символизирует вечный плач о погибших на войне. Знаменитейшая голубка П. Пикассо была навеяна именно этим образом горлицы Аполлинера.

Произведение построено по принципу антитезы: с одной стороны, естественная жизнь – голубка, фонтан, люди, а с другой – кровь и насилие.
олеандры все в крови,

И солнце ранено в траве На багрянистом горизонте.

“Раненное” солнце на “багрянистом горизонте” становится символом общей трагедии и придает произведению предупреждающий характер. Автор предостерегает человечество от опасности самоуничтожения. Ассоциативная образность, нетрадиционная метафоричность, подчеркнутая экспрессивность, отсутствие синтаксического деления текста, неоднородность строфики – эти черты придают особой неповторимости творческому методу Аполлинера.

По словам В. Незвала, поэтическое искусство писателя преодолело “границы однобокости и нужды” и вышло “во всемирное пространство”, поставив вопрос общего мироздания и смысла бытия каждой личности.

Антивоенный пафос произведения объединяется с глубокими философскими прозрениями автора. “Голубку” Аполлинера можно считать своеобразной эмблемой его творчества. Это символ природы, высокой красоты, духовного очищения мира, к которым всегда стремился поэт. Гений Аполлинера многогранный и до конца еще не разгадан.

Тесно связанный с авангардистскими течениями начала XX ст., он не вмещается в рамки ни одного из них.

Объединив достижения фольклора, литературные традиции и наиболее современные художественные формы, он создал разноцветный поэтический мир, где властвуют эпический взгляд на современность, лиризм в раскрытии чувств и философское углубление в самую сложную категорию – жизнь. Его поэзия содержит множество интонаций, оттенков содержания, ассоциаций, которые объединяются в единой плоскости – подвижной душе личности, которая стала для писателя непочатым источником вдохновения и главной целью творчества. Желая точнее передать течение событий – их одновременность, внезапность, динамизм и т. п., – он нередко отказывается от пунктуации, использует отрывистые строки, именительные предложения.

Современные реалии объединяются с историческими, мифологическими понятиями, поэзия часто приближается к прозе.

Все это было не просто экспериментаторством, а прежде всего – стремлением Аполлинера воссоздать сложный “поток жизни”, в котором все связи разрываются и вместе с тем все фрагменты – “щепки реальности” – соединены невидимой цепью, познать который призвана поэзия. “Двадцатое столетие – в туманах!” – отмечал писатель (“Призрак в тумане”), однако люди должны возвыситься над миром и над самими собой, чтобы лучше увидеть современное и будущее (“Возвышение”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Ошеломляющий” образ в поэзии Аполлинера (Сборник “Алкоголи”)