“Осень” анализ стихотворения Николая Карамзина



Карамзин – яркий представитель сентиментализма в русской литературе. Он больше известен как автор повести “Бедная Лиза” и многотомной “Истории государства Российского”, но перу Карамзина принадлежат и яркие поэтические строки. Особенно ему удавались элегии, среди которых настоящей жемчужиной является стихотворение “Осень”.

Произведение создано в 1789 году в Женеве. Описывая европейский пейзаж, поэт с грустью вспоминает о родных полях и перелесках. Неизбежное увядание не только природы, но и человеческой жизни – распространенный мотив в поэзии.

Карамзин в своих размышлениях с горечью замечает, что весной природа вновь расцветет, а вот человек никогда не сможет вернуть прекрасные дни своей молодости.

Композиционно элегию “Осень” можно разделить на две смысловые части. Вначале лирический герой предстает перед читателями одиноким странником, который грустно озирает с холма окрестный унылый пейзаж. Затем к нему с утешением обращается автор: “… все обновится весною”.

Завершает произведение неутешительный вывод о том, что смертный

“вянет навеки”.

Мечтательность, скептицизм и созерцание природы характерны для лирического героя сентиментальной поэзии. Уединенные места и осенний пейзаж – излюбленные декорации для приверженцев этого жанра. Поэтому “Осень” вполне традиционна по содержанию, но оригинальна по форме – белый стих.

Карамзин применил здесь два поэтических размера – протяжный ритм дактиля в первых трех строках внезапно обрывается более короткой и четкой строкой хорея.

Поэт не был знаком с японской поэзией хокку, но выбрал для своего произведения похожий лаконичный вид. Такой ритмический прием создает ощущение тревоги, незавершенности, будоражит эмоции читателя. Он как бы объединяет надежду и воодушевление с унынием и обреченностью. Известно, что Карамзин серьезно работал над ритмическим рисунком “Осени”.

На полях его рукописи сохранилась метрическая схема стихотворения.

В поэзии Карамзина мало политических мотивов, она сконцентрирована на личных чувствах и настроениях. По словам самого автора, главное для него – сиюминутное впечатление. Поэтому в стихотворении “Осень” все художественные приемы направлены на лирические ассоциации.

Природа и человек у Карамзина тесно связаны одной нитью. Это подчеркивают эффектные олицетворения: “сетуют холмы”, “с гордой улыбкой… природа восстанет в брачной одежде”, “туманы… к небу восходят”. Общее настроение грусти и увядания создают многочисленные прилагательные: осенний, мрачный, унылый, бледный, седой, печальный, хладный, а также глаголы: валятся, опустели, сетуют, умолкло, вянет.

Грустные нотки пейзажа вырисованы светлыми красками: желтые листья, седые туманы, бледная осень.

Голоса умолкнувших птиц сменил звук опадающих листьев, которые “с шумом на землю валятся”. Удачная аллитерация в первой же строчке произведения – “веют осенние ветры” – имитирует свист ветра в ветвях деревьев. Звук в этом стихотворении играет большую роль, чем цвет.

Многие слова связаны именно со звуком: веют, валятся, сетуют, пение, вздыхая. Поэтому “Осень” скорее “слышится”, чем “видится”.

Карамзин мастерски использует эпитеты: “мрачная дубрава”, “поздние гуси”, “тихая долина”, “седые туманы”. Образ старости емко отображает оригинальное выражение: “хладная зима ветхой жизни”. Автор часто применяет инверсию, которой пронизана практически каждая строка элегии: “взором унылым”, “странник печальный”, “скрылися птички”, “веют ветры”, “валятся листья”, “сетуют холмы”, “вьются туманы”, “вянет природа”.

Этот прием характерен для литературы того времени, он органично вписывается в ткань стихотворения.

Новаторство Карамзина проявлялось во всех направлениях его литературной деятельности. В лирическую поэзию он внес новые жанры и формы, вместо распространенного ямба широко использовал хорей, трехсложные размеры и белый стих. Но главное – Карамзин заставил каждое стихотворение звучать, тонко и точно создавая эмоциональную атмосферу произведения. “С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, поэзия внутренняя, задушевная”, – писал о Карамзине Вяземский.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Осень” анализ стихотворения Николая Карамзина