Главная ⇒ 📌Тематические сочинения ⇒ Организация повествования в “Очарованном страннике”
Организация повествования в “Очарованном страннике”
<
p>Композиционная форма повести “Очарованный странник” – сказ, то есть ориентированный на воспроизведение устной речи, имитирующей импровизационный рассказ, который рождается на глазах у слушателей, способ повествования, а внешняя композиция составляет 20 глав, из которых первая выполняет роль своеобразного пролога-экспозиции, а последующие главы представляют собой рассказ Ивана Северьяновича Флягина о прошедшей жизни.
Поскольку повествование ведется от лица Флягина, то все его прожитая жизнь предстает перед читателем через
Временная линия повествования не линейно, а определена и мотивирована логикой воспоминаний и ассоциаций рассказчика: субъективные, личные переживания Ивана Флягина, выраженные в резко характерной манере его речи становятся главными предметами повести.
Но в повести звучит не только стилистическая речь Флягина: рассказывая о других персонажах, он воспроизводит их манеру речи, разумеется,
Сказ в художественном мире Лескова не средство для внешней отделки рассказа, не элемент занимательности или экзотичности, он является важнейшей составляющей содержательной стороны произведения.
Лесков передает природу народного характера через речь: в слове, в манере рассказывания историй, в интонации героя. Язык для писателя – та корневая система, которая создает нацию и питает ее.
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- Свобода и необходимость в “Войне и мире” Л. Н. Толстого и “Очарованном страннике” Н. С. Лескова Продолжая наше странствие по топям и просекам, среди леса одеревеневших событий мы не можем подчас уловить, заметить нечто, что направляет нас. Все мы странники в этом мире, были и останемся таковыми до самого последнего дня нашей жизни. Любя, ненавидя, страдая, мы совершаем свое паломничество на Земле, но редко кто осмеливается взглянуть на два-три события вперед, […]...
- Сюжетно-композицнонная организация повествования (“котлован” Платонов) Сюжетно-композицнонная организация повествования (“котлован” Платонов) В самом общем виде события, происходящие в “Котловане”, можно представить как реализацию грандиозного плана социалистического строительства. В городе строительство “будущего неподвижного счастья” связано с возведением единого общепролетарского дома, “куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата”. В деревне строительство социализма состоит в создании колхозов и “ликвидации кулачества как класса”. “Котлован”, […]...
- Повесть “Матренин двор” соединяет в себе признаки очерка и сказа Примером подобных очерков можно считать “Записки охотника” И. С. Тургенева: мы знаем, что герои произведений не вымышлены, что они реально жили и были участниками описанных событий. Очерк анализирует, главным образом, социальные проблемы и содержит прямое истолкование событий автором, что присутствует в “Матренином дворе”. Сказ – это, в одном значении, фольклорная форма, стоящая на грани бытовой […]...
- Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева “Ася” В литературоведении художественный текст является объектом организации, а субъектом – тот, от чьего лица ведется повествование, кто “представляет” читателям все, что происходит в произведении. В повести Тургенева “Ася” таким лицом является сам герой – Н. Н., будучи уже в пожилом возрасте, вспоминает и рассказывает свою историю, случившуюся с ним в молодости. Мы видим, Тургенев вводит […]...
- Основные литературные памятники исторического повествования в XV веке Основными памятниками исторического повествования в XV в., Как и в предшествующий период, были летописи – своды русской истории. Летописные своды XV века. В отличие от летописных сводов предшествующих годов своды XV в. дошли до нас не только и поздних списках, но часто в своем подлинном составе или в близких по времени редакциях. Совпадение основного текста […]...
- Анализ формы организации повествования Анализ формы организации повествования Эта часть композиционного анализа предполагает интерес к тому, как организовано Рассказывание. Для понимания художественного текста важно учитывать, кто и как ведет рассказ. Прежде всего, повествование может быть формально организовано как монолог (речь одного), диалог (речь двоих) или полилог (речь многих). Например, лирическое стихотворение, как правило, монологично, а драма или современный роман […]...
- Повествовательная организация текста < p>При всех оговорках о “простоте” стиля, стилистическая организация повествования достаточно сложна и многопланова. Роман (бессмертное произведение)у предшествовали размышления Пушкина о языке и стилистике современной ему литературы: в 1822 г. появилась неоконченная заметка Пушкина “О прозе”, которая рассматривает противопоставление двух принципиально разных способов выражения: “Читаю отчет какого-нибудь любителя театра: сия юная питомица Талии и Мельпомены, […]...
- Художественная проза А. Солженицына: проблематика, поэтика, особенности организации повествования Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы – в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе […]...
- Организация сюжета в жанре волшебной сказки Мотивы в сюжете не могут располагаться произвольно, они соединяются в определенном порядке: один вытекает из другого и предсказывает появление третьего. В сюжете имеется повествовательное ядро – центральный мотив, который наиболее ярко выражает идею сказки. Например, для сказки “Бой на калиновом мосту” центральным будет мотив боя богатыря со змеем, хотя в ней имеются и другие мотивы: […]...
- Раскрыть смысл высказывания Ширяева: Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена (ЕГЭ по русскому) Художественная литература является особым словесным творчеством. Для создания образов героев авторы прибегают к целому арсеналу изобразительных средств, дающему широкие возможности для выразительности. К примеру, Максим Горький в повести “Детство” описывает сцену пожара. Созданная им картина настолько красноречива, что читатель словно видит происходящее своими глазами. Показывая охваченную огнем мастерскую, писатель использует метафоры и сравнения: “высовываясь кривыми […]...
- Приемы и способы сатирического повествования М. Зощенко (По рассказу “История болезни) 1. Новаторство Зощенко-писателя. 2. Достижение комического эффекта в рассказах. 3. Пример сатирического повествования на конкретном произведении. Михаила Зощенко можно смело поставить в один ряд с такими писателями в русской литературе, как А. Толстой, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, А. Платонов. Работы, написанные автором в 20-х годах XX века, имеют под собой основу из […]...
- Организация питания детей дошкольного возраста Определенными психологическими трудностями, связанными с переходом из обычной обстановки в обстановку детского коллектива. Чем моложе ребенок, тем тяжелее переносит он этот период. Период адаптации к детскому учреждению у разных детей продолжается от 3-х недель до 2-3 месяцев и часто сопровождается различными нарушениями в состоянии здоровья. В первые дни пребывания ребенка в детском учреждении нельзя редко […]...
- Стиль повествования и диалогов в романе “Княгиня Литовская” Следующий после “Вадима” прозаический опыт Лермонтова, тоже оставшийся незавершенным “Княгиня Литовская” (1836), – означает огромный шаг вперед по пути к реалистической прозе. Знаменателен выбор сюжета и изображаемой среды: действие развертывается (вернее – лишь начинает развертываться) в современном автору Петербурге, в бытовой и даже будничной обстановке, персонажи взяты из повседневности, но уже с самого начала намечается […]...
- Сочинение: Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”) (По повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”) Повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” стала типичным образцом сентиментализма. Карамзин был основоположником этого нового литературного направления отечественной словесности. В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы. После смерти отца ее мать и она вынуждены были отдать свою землю внаем за гроши. “К тому же бедная вдова, почти […]...
- Проблема сюжетности повествования в романе”В поисках утраченного времени” После смерти Пруста, последовавшей 18 ноября 1922 г. в Париже от воспаления легких, за издание остальных частей цикла берется младший брат писателя Робер Пруст. В 1923 г. опубликованы два тома “Пленницы”, в 1925 г. – “Беглянка”, в 1927 г. – два тома “Обретенного времени”, завершающего повествование. С появлением последней части цикла стал окончательно ясен единый […]...
- Астафьев, Царь-рыба. Какие особенности авторского повествования вы заметили? Прочитайте предложенный текст из произведения Астафьева “Царь-рыба”, подумайте над его смыслом. Писатель обращается к важным проблемам человеческого существования – к взаимной связи человека и природы. В изображенной трагической ситуации Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, через отношение к природе осуществляется проверка духовной ценности и состоятельности этой личности. Какими художественными средствами […]...
- Особенности сатирического повествования Далеко не каждое литературное произведение легко читать. Чтение – тоже труд, и немалый. Порою приходится даже делать некоторое усилие, чтобы заставить себя прочитать ту или иную книгу. Все это имеет самое прямое отношение к щедринской “Истории одного города”. Здесь, например, нет последовательно развивающегося сюжета, нет даже четкого жанрового обозначения, что могло бы сразу же помочь […]...
- Речевые особенности рассказа < p>В своем повествовании А. Солженицын добивается почти абсолютного слияния авторского голоса и речи героя. Интересно, что в композиционном плане весь рассказ выстроен как несобственно-прямая речь Ивана Денисовича Шухова. Возможно, рассказывая о лагерной жизни, Солженицын мог бы прибегнуть к иной повествовательной манере. Это могло бы быть авторское эпическое повествование либо рассказ от первого лица, полностью […]...
- Автобиографические основы и образно-тематическая организация поэмы Анны Ахматовой “Реквием” Анна Ахматова – великая русская поэтесса, которая одним словом могла раскрыть, обнажить душу человека, воспеть тонкую организацию женской души, сложного мира женских чувств, трепет и нежность девичьей мечты, возвысить, подарив крылья мечте. Очень много выпало на долю этой хрупкой женщины. Очень много незаслуженных слез, горя и обид, которые неподъемным камнем тянули ее к грешной земле, […]...
- Сочинение на тему: “Способы сатирического повествования М. Зощенко” Михаила Зощенко можно смело поставить в один ряд с такими писателями в русской литературе, как А. Толстой, И. Ильф и Е. Петров. Работы, написанные автором в 20-х годах 20 века, имеют под собой основу из реальных и достаточно животрепещущих фактов, взятых либо из свободных наблюдений, либо из массовой читательской корреспонденции. Темы их вычурны и многообразные: […]...
- Сюжетная организация романа Г. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман Г. Булгакова “Мастер и Маргарита” одновременно философский, фантастический и сатирический роман. В этом произведении писателю удалось объединить в единое целое миф и реальность, сатирическое описание быта и романтическую линию сюжета, иронию и сарказм. Отсюда и необыкновенная художественная организация произведения: он составляется будто из трех историй. Первая – мифологическая, или библейская (ее еще называют исторической). […]...
- Организация экологического пространства на участке детского сада Автор: Балдина Светлана Евгеньевна воспитатель ГБОУ СОШ №1 структурное подразделение детский сад№7 “Василек ” с. Кинель-Черкассы Самарская область Предлагаю материал, направленный на обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии и пользе лекарственных растений, развитие исследовательской деятельности, воспитание бережного отношения к природе. Данный опыт работы будет полезен воспитателям при организации тематических прогулок, оборудовании “экологического пространства […]...
- Отношение автора “Слова о полку Игореве” к главному герою повествования Выдающийся памятник древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” обладает множеством идейно-художественных достоинств. Все они нераздельно связаны с образом автора поэмы. Многочисленные исследования, ведущиеся на протяжении многих десятилетий, до сих пор не установили с полной достоверностью, кем был автор. Он так и остается безымянным. Однако текст замечательного произведения дает возможность сделать некоторые выводы о его личности. […]...
- Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах Введение Принципы гуманизации и гуманитаризации являются определяющими в концепции нашей гимназии. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных технологий обучения. На уроке должны быть созданы те условия, при которых ученик смог бы реализовать себя, свои возможности и способности. Литература – особый предмет в школьной программе. Влияние ее на развитие личности ребенка огромно. В методике […]...
- Организация наблюдений в природе поздней осенью в средней группе ДО Осенняя Прогулка в средней группе детского сада. КонспектОсенняя пора очей очарованье. Организация наблюдений в природе осенью Автор : Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель ГБОУ г. Москва Гимназия № 1503 (дошкольное отделение) Предназначение: Материал предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Назначение :Материалом могут воспользоваться педагоги для проведения наблюдений в природе осенью. Может использоваться педагогами при проведении опытов […]...
- Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны […]...
- Почему в тексте поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя предыстория главного героя помещена в самом конце повествования? 1. Первоначальный замысел Гоголя. 2. Две композиционные основы. 3. Сатирический план поэмы. Место Чичикова в нем. 4. Проповеднический план поэмы. 5. Место авторских отступлений. Особенности композиционного построения поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” обусловлены”прежде всего той творческой задачей, которую поставил перед собой автор. Первоначальный авторский замысел включал в себя три книги, объединенные общей идеей – […]...
- Способы выражения авторского сознания в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник” “Очарованного странника” Лескова следует рассматривать как повесть – исповедь. Это глубоко пристрастное повествование Ивана Северьяновича Флягина о перипетиях своей Судьбы. Основу его рассказа составляют не истории, приключившиеся в жизни героя, а оценка им случившегося и его чувства, состояние его души. Духовный мир человека выдвинут Лесковым на передний план, несмотря на то, что событийный план составляет […]...
- Структура повествования: план автора и план героя < p>Тем не менее, “Путешествие..” – не трактат, а произведение художественной литературы, в котором точка зрения автора иногда не совпадает с точкой зрения героя. “Путешествие…” начинается словами: “Отужинав с моими друзьями, я лег в кибитку. Ямщик, по обыкновению своему поскакал во всю лошадиную мочь, и в несколько минут я был уже за городом…”. “Я” здесь […]...
- Сочинение: Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького “Челкаш” Вопрос экзаменационного билета (билет № 15, вопрос 2) Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького “Челкаш” Ранний период творчества Максима Горького характеризуется созданием ряда произведений романтической направленности. Романтическое искусство отличается подчеркнутой яркостью человеческих характеров и повышенным драматизмом жизненных обстоятельств. В таких рассказах, как “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, писатель использует […]...
- В чем драма Ивана Флягина Иван Флягин – крепостной крестьянин. Он молитвенный сын, то есть его мать обещала богу. Он об этом узнал только во сне. К Ивану во сне явился монах, и сказал, что тот (то есть Иван) должен служить богу, что он будет несколько раз умирать, но не умрет. Иван обо всем забыл. Детство его повлияло на дальнейшую […]...
- Организация творческой познавательной деятельности как средство формирования социально адаптированной личности – Скачать Организация творческой познавательной деятельности как средство формирования социально адаптированной личности Автор: Новикова Людмила Васильевна, учитель физики Бюджетное образовательное учреждение города Омска “Средняя общеобразоваельная школа №135” “Воспитывает не педагог, а собственная деятельность ученика, которую педагог организует”. Умело организованная деятельность, ведущая к росту творческой активности, способствует решению одной из главных задач образования – воспитанию грамотного, продуктивно мыслящего […]...
- Организация работы педагогического коллектива Косточковской ОШ I-III ступеней по профилактике детской преступности и безнадзорности С целью предупреждения бродяжничества и безнадзорности в сентября и феврале были проведены месячники по всеобучу (приказ №339 от27.09.2010г. , приказ № 53.02.28.02.2011., ), в ходе которых изучены вопросы охвата детей и подростков школьного возраста получением полного общего среднего образования. В школе ведется ежедневный учет посещаемости учебных занятий школьниками: заведен специальный журнал, в котором фиксируются пропуски […]...
- Первая любовь. Произведение рассуждения с элементами повествования Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил: “Любовь – о ней не спорят. Она есть”. С этим, пожалуй, согласны все. Да, есть. Но вечный вопрос, что такое любовь, не дает покоя людям. Как ее найти, распознать, не ошибиться? Мои знания о ней вычитаны из статей, книг. Психологи изучают феномен любви, ищут “формулу любви”, пытаются создать тест, […]...
- Сочинение на тему” Зима” – образец сочинения описания с элементами повествования Зима и приметы этого замечательного времени года, оттенки цвета, разнообразие зимних забав, – все это нашло отражение в сочинении на тему “Зима”. Сочинение на тему Зима Зима! Почему-то в этом году я особенно сильно ждал ее наступления. Уже не только ночью, но и днем довольно сильно подмораживало, давным-давно улетели на юг теплолюбивые птицы и спрятались […]...
- “Герой нашего времени” М, Ю. Лермонтова как психологический роман. Центральная проблема романа. Особенности композиции. Форма повествования 1. Психологическая картина общества в романе. 2. Какой вопрос занимает Печорина? 3. Композиция романа. В романе “Герой нашего времени” – первом большом социально-психологическом произведении в истории русской литературы – М. Ю. Лермонтов рассматривает социальные, нравственные и философские проблемы. Автор раскрывает перед читателем, как складываются взаимоотношения общества и такой неординарной личности, как его герой Григорий Александрович […]...
- Рецензия к повести Иван Федорович Шпонька и его тетушка (Гоголь Н. В.) Повесть “Иван Федорович Шпонька и его тетушка” напечатана впервые во второй книжке “Вечеров на хуторе близ Диканьки” в 1832 году. Завершена она, по-видимому, позже всех остальных повестей цикла, в конце 1831 года. Повесть о Шпоньке, написанная в строго реалистической манере, предвосхитила многие образы и мотивы гоголевских произведений. В критической литературе о творчество ГОГОЛЯ отмечалось, например, […]...
- Любовь к жизни и к людям, нравственная стойкость – вот основные мотивы повествования Лескова о русском человеке План 1. Проблема русского национального характера в творчестве классиков русской литературы. 2. Творчество Н. С. Лескова. 3. Образ русского человека в произведениях Н. С. Лескова. Проблема русского национального характера в литературе второй половины девятнадцатого века занимает одно из центральных мест. Причиной тому стал расцвет активной деятельности различных революционных политических течений, в том числе и движения […]...
- Отношения Олеси и Ивана Тимофеевича по повести Олеся (Куприн А. И.) Олеся – человек природы, выросший в лесу под опекой бабушки. Девушка наделена мистическими способностями. Очарование героини заключается в ее естественности и абсолютном единении с природой. В произведении многократно говорится о том, что Олеся не смогла бы существовать вне ее леса. В ней нет искусственности. Все, что есть у девушки, дано природой. Она естественна, обладает бесконечным […]...
- Речь Чужая речь – это различные вставки чужого текста, включаемые говорящим или пишущим в собственный авторский текст. Такого рода вставки могут представлять собой и высказывания других лиц, и слова и мысли, принадлежащие самому автору, которые он либо произнес ранее, либо намерен произнести в будущем. Принято различать три основных типа передачи чужой речи: это прямая, косвенная и […]...