Орфограммы в загадках 1-4 класс

Орфограммы в загадках

1-4 класс

КОШ №11

Бех Н. П

Орфограммы в загадках

Материал “Орфограммы в загадках” помогает мне разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, т. е. совершить довольно сложную мыслительную

операции.

При разгадывании загадок:

Формируется любовь к народному творчеству, родному языку; ребенок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение; мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой; развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции; расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.

Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно

делать выводы, умозаключения.

Сочетания жи-ши

1. Сами крошки,
Боятся кошки:
Под полом живут,
Туда все несут.

(Мыши.)

2. Ползун ползет,
Иголочки везет.

(Ежик.)

3. Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,

А зовут их… (лыжи).

4. С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые…(снежинки).

5. Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф.

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он… (жираф).

6. Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.

(Кувшинки.)

7. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай!

(Душица.)

8. На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем как надевать
Стали обувь надувать.

(Шины.)

9. Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит.

(Шиповник.)

10. Если дождик, мы не тужим
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.

(Калоши.)

Сочетания ча-ща, чу-щу

1. Ночь. Но если я захочу,
Щелкну раз – и день включу.

(Выключатель.)

2. Пять амбарушек –
Одни ворота.

(Перчатка.)

3. Не шит, не кроен,

А на ниточке сборен.

(Чулок.)

4. Идут, идут,

А все тут да тут.

(Часы.)

5. Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.

(Туча.)

6. Черненько,
Горяченько,
А все любят.

(Чай.)

7. Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.

(Щука.)

8. Горит столб,
А дыму нет.

(Свеча.)

9. Из горячего колодца
Через нос водица льется.

(Чайник.)

10. Стоит Антошка

На деревянной ножке,

Руки из палки,

В руках мочалки.

(Огородное чучело.)

Сочетания чк, чн, нч

1. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу

И сиделка на носу?

(Очки.)

2. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

3. А ну-ка, ребята,
Кто отгадает:

На десятерых братьев Двух шуб хватает.

(Рукавички.)

4. Стальной конек по белому
Полю бегает,

За собой черные следы оставляет

(Ручка)

5. Спят мирно дочки

В фанерном домочке.

У сонь, у тихонь

В головках огонь.

(Спички.)

6. Что это у Ванечки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,

А ниточка в воде.

(Удочка.)

7. Рос шар бел,
Ветер дунул –
Шар улетел.

(Одуванчик.)

8. Золотое решето
Черных домиков полно;
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.

(Подсолнечник.)

9. В лесу вырезана,
Гладко вытесана.
Поет – заливается.
Как называется?

(Дудочка.)

10. Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,

Остановила вас –

Закончила рассказ.

(Точка)

Удвоенные согласные

1. Стою на крыше
Всех труб выше.

(Антенна,)

2. По асфальту едет Дом,

Ребятишек много в нем,

А над крышей дома вожжи,

Дом без них ходить не может.

(Троллейбус.)

3. Плещет теплая волна

В берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате?

(Ванна.)

4. Этот глаз – особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат.)

Непроизносимые согласные

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

(Солнце)

2. Крутая гора,

Что ни шаг, то дыра.

(Лестница.)

Парные согласные

1. Маленькие лапки,
А в лапках царапки.

(Кошка.)

2. Хозяин лесной
Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь.)

3. Красна девица в темнице,
А коса на улице.

(Морковь.)

4. Сама не ем,

А людей кормлю.

(Ложка.)

5. В воде купался,
А сух остался.

(Гусь.)

6. Стоят в лугах сестрички:
Золотой глазок,

Белые реснички.

(Ромашка.)

7. Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы.

(Гриб)

8. На дворе горой,
А в избе водой.

(Снег.)

9. Бьют Ермилку

По затылку.

Он не плачет,

Только носик прячет.

(Гвоздь.)

10. Сидит Игнатка на грядке
Весь в заплатках.

Кто его потрогает,

Тот и заплачет.

(Лук.)

11. В полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать.

(Утюг.)

12. Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везет, а не лошадь.

(Самолет.)

Безударные гласные

1. Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.

(Сова.)

2. Два Егорки
Живут возле горки,
Живут дружно,

А друг друга не видят.

(Глаза.)

3. Скоро ест,
Мелко жует,
Сама не ест,
Другим не дает.

(Пила.)

4. Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает.

(Земляника.)

5. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?

(Рябина.)

6. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее… (лиса).

7. Кто ходит ночь

И ходит день,

Не зная, что такое лень?

(Часы.)

8. Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(Грибы.)

9. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем.

(Роса.)

10. По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет.

(Волна.)

11. Мы варенья наварили,
Никому не говорили.
Чудеса! Чудеса!

Как проведала… (оса).

12. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.

(Пчела.)

13. Не прядет, не ткет,
А людей одевает.

(Овца.)

14. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила.

(Гроза.)

15. Делиться со всеми –
Привычка моя!
Вам яду не надо? –
Спросила… (змея).

16. С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерет, а лаптей не плетет.

(Коза.)

Ь После шипящих

1. В густом лесу под елками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.

(ЕЖ.)

2. Белые горошки
На зеленой ножке.

(Ландыш.)

3. Маленький шарик
Под лавкой шарит.

(Мышь.)

4. Да не бойтесь, ладно уж,
Не ужалит этот… (уж).

5. Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернет,

Тот и в дом войдет.

(Ключ.)

6. Махнула птица крылом

И покрыла свет одним пером.

(Ночь.)

7. Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

(Грач.)

8. В поле тычинка –

Золотая вершинка.

(Рожь.)

9. Зимой нет теплей,

Летом нет холодней.

(Печь.)

10. Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.

(Мяч.)

Ь, Ъ разделительные

Падают с ветки

Золотые монетки.

(Листья.)

2. Спинка в веснушках. Ах, как неловко!

И покраснела… (божья коровка).

3. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.

(Вьюга.)

4. Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.

(Свинья.)

5. В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет
Из лесного сора

Строит себе город.

(Муравьи.)

6. Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу,
Где прикажут – положу,

(Подъемный кран.)

Ь – показатель мягкости

1. Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь.)

2. Мету, мету –
Не вымету,

Несу, несу

Не вынесу;

Пора придет

Сама уйдет.

(Тень.)

3. В воде купался,
А сух остался.

(Гусь.)

4. Кто в дом не идет,

Меня за руку берет.

(Дверь.)

5. Бьют Ермилку

По затылку.

Он не плачет,

Только носик прячет.

(Гвоздь.)

6. В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь.)

7. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь.)

8. Кто на своей голове лес носит?

(Олень.)

9. Каждый вечер я иду
Рисовать круги на льду.

Только не карандашами,

А блестящими… (коньками).

10. То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(Тетрадь.)

Сочетания – оро-, – оло-

1. Глубоко был спрятан он,
Один, два, три – и вышел вон,
И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!

(Боровик.)

2. Не сеют, не сажают –

Сами вырастают.

(Волосы.)

3. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?

Кто же это?

(Соловей.)

4. Десять мальчиков

Живут в зеленых чуланчиках.

(Горох)

5. Стоит копытце

Полно водицы.

(Колодец.)

6. Черных ягод пышный куст –

Хороши они на вкус!

7. Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

“Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня”.

(Полотенце.)

8. Не море, не земля,

Корабли не плавают

И ходить нельзя.

(Болото.)

9. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей.)

10. Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

(Колос.)

11. Жидко, а не вода.

Бело, а не снег.

(Молоко.)

12. Деревянная шея,

Железный клюв.

Стучит “тук, тук, тук”.

(Молоток.)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Орфограммы в загадках 1-4 класс