Определение жанра произведения Лермонтова “Герой нашего времени”

“Герой нашего времени” не имеет авторского определения жанра (повесть, роман). Лермонтов как бы не хотел заключить “биографию души” Печорина в строгие жанровые рамки. Это давало автору большую свободу в развитии сюжета, разрешало вольную манеру изложения.

Едва ли можно подозревать, что особенности построения лермонтовского романа были подсказаны преднамеренными “приемами” и “способами”, “игрой с формой”. Перестановка событий, нарушение их хронологии не вызваны какими-либо соображениями по поводу особых “приемов

сюжетосложения”. Автору нужна была не хронология, а “диалектика души”.

На первом плане психологическая задача, которой подчинено все остальное.

При чтении романа Лермонтова создается впечатление, что он вылился непосредственно из взволнованной груди в едином порыве вдохновенья. Это – тот случай, когда форму произведения менее всего можно сводить к сумме приемов, к голой технике. Белинский, как бы предвидя суждения некоторых современных исследователей и полемизируя с ними, писал о “Герое нашего времени”: “Содержание не во внешней форме, не в сцеплении случайностей, а в замысле

художника, в тех образах, в тех тенях и переливах красот, которые представлялись ему еще прежде, нежели он взялся за перо, словом, – в творческой концепции.. . Он не обдумывает, не расчисляет, не теряется в соображениях: все выходит у него само собою, и выходит так, как должно…

Этого нельзя сделать, сперва придумавши отвлеченное содержание, то есть какую-нибудь завязку и развязку, а потом уже придумавши лица и волею ж неволею заставивши их играть сообразные с сочиненною целью роли”.

Форма романа Лермонтова родилась вместе с идеей, как п стиль, и манера повествования, и “естественность рассказа, так свободно развивающегося, без всяких натяжек, так плавно текущего собственною силою, без помощи автора… Автор не погоняет обстоятельств, как лошадей, а дает им самим развиваться”.

“Герой нашего времени” в толковании Белинского – не,”сборник” или “сцепление” повестей, куда “вмонтирована” “авантюрная новелла” (“Тамань”), Это все критик относил к “внешней форме” – перед нами роман, “в котором один герой и одна основная идея”. Во внешней фрагментарности Белинский видел внутреннюю строгую завершенность, монолитность, “законченность, полноту и замкнутость целого”.

Лермонтов в “Герое нашего времени” создал не “гибридный жанр” “путевого очерка

С вставной драматической новеллой”, а классический образец лирического, психологического романа. Исходной точкой автору служило его убеждение в том, что “история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдении ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление”.

Жанровые границы всегда условны, особенно в эпоху романтизма. Нет в это время жанров в абсолютно чистом виде: Здесь неизбежны переходы, стыки, моменты взаимопроникновения, взаимного обогащения. Это, однако, не исключает возможности определить жанр произведения, исходя из преобладающего значения в нем того или иного начала. Специфика содержания имеет огромное значение в искусстве применительно к его родам и жанрам.

Родовые, жанровые границы выразительных возможностей условны. Но тем не менее эти границы существуют.

“Герой нашего времени” – роман лирический не только потому, что в нем один герой, что содержание его составляет “внутренний человек”, но и потому, что в повествовании преобладает личное начало. За каждой строкой ощущается присутствие автора. Роман Лермонтова с самого появления его в печати вызвал ожесточенную полемику.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Определение жанра произведения Лермонтова “Герой нашего времени”