Определение “Силлабическая”; система стихосложения
Силлабическая (слоговая) система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер (последний слог во французском языке, предпоследний – в польском, первый – в чешском). В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского.
Поскольку ударение в русском языке разноместное, то силлабический стих не был естественным для русского языка, не выражая всего его богатства. Силлабическим стихом писал князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский, живший в первой половине XVII в.
Изложена бысть сия летописная книга 13 слогов
О похождении чудовского мниха, 11 слогов
Понеже бо он бысть убогий чернец, 11 слогов
И возложил на ся царский венец, 11 слогов
Царство великое России возмутил, 12 слогов
И диадему царскую на плечах носил. 13 слогов
Силлабическим стихом пользовались Симеон Полоцкий, Антиох Кантемир.
- Силлабическая система стихосложения Силлабическая система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер. В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке разноместное, то силлабический стих не был естественным для русского языка, не выражая всего его […]...
- Система стихосложения, Онегинская строфа, Ямб, Хорей: определение Существует несколько систем стихосложения: силлабическая, основанная на одинаковом количестве слогов в строке при произвольном расположении ударений; тоническая, когда в каждой строке равное количество ударений при произвольном количестве слогов; силлабо-тоническая, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Силлабическая система не получила распространения в русском стихосложении, ей следовали только некоторые поэты XVIII в. Тоническая система была развита […]...
- Силлабо-тоническая система стихосложения Силлабо-тоническая система стихосложения помимо равного количества ударений требует и соразмерности слогов. Она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Начало силлабо-тоническому стихосложению положили Тредиаковский и Ломоносов. В силлабо-тоническом стихосложении единицей измерения стиха является стопа. Стопа – это ритмическая единица стиха, которая включает в себя один ударный / и примыкающие к нему безударные слоги. Порядок […]...
- Система стихосложения Ломоносова Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765) принадлежит огромный, неоценимый вклад во все основные области русской национальной культуры XVIII в. В 1739 г. двадцативосьмилетний Ломоносов прислал на родину из Фрейберга, где в это время обучался в Горной академии, “Письмо о правилах российского стихотворства” с приложенной к нему одой “На взятие Хотина” как практическим подтверждением провозглашенных и обоснованных в […]...
- Разные принципы создания ритма. Системы стихосложения Разные принципы создания ритма. Системы стихосложения Фонетически ритм стиха – это повторяемость каких-либо элементов во времени. Какие элементы будут повторяться – зависит от конкретной системы языка. Обязательным условием должно быть одно: фрагменты звучащего текста отделяются относительно долгими паузами, причем эти паузы не совпадают с членением разговорной речи. Эта пауза (большая межстиховая пауза) – важнейшее условие […]...
- Системы стихосложения Системы стихосложения Стихосложение – способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихосложения лежит членение речи на стихи. В русском языке существует три основные системы стихосложения: тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение. Соответственно, в истории русского стихосложения выделяют три периода: 1)ХVІІ-XVIII века – распространение тонического стиха; 2)XVIII-XIX века – господство силлаботоники; 3)XX век – […]...
- Ударение Ударение – выделение одного из слогов в звучащей речи, произнесение его с большей силой или длительностью. В русском языке ударение силовое, при котором наблюдается увеличение мускульного напряжения и напора воздушной струи, и количественное – ударный слог характеризуется более длительным произнесением, чем безударный. Гласный под ударением произносится более интенсивно и длительно, чем гласный в безударном положении. […]...
- Определение Сонет Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet – песенка) – стихотворение из 14 строк, разделенное на два катрена (четверостишия) и два терцета (трехстишия). В катренах повторяются две рифмы, в терцетах – две или три. Характерные поэтические черты сонета: музыкальность, нормативность количества рифм, наличие в сонете 154 слогов (при этом количество слогов в катренах должно было быть […]...
- Реформа стихосложения (Ломоносов М. В.) Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел. Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В. К. Тредиаковский (1703-1769), поэт и ученый, опубликовал сочинение “Краткий и новый способ к сложению стихов российских”. В этой книге он первый задался высокой целью: […]...
- Основы русского стихосложения Общее свойство поэтической речи – наличие ритма. Ритм характерен для поэтической речи любого языка и времени. При этом фонетические особенности языка, культурно-историческая и литературная традиции формировали системы стихосложения. В основе любой системы стихосложения лежит метр – определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. В русской поэзии раньше всего сложилась тоническая система. Она развилась в устном […]...
- Силлабическое стихосложение Силлабическое стихосложение – система стихосложения, основанная на следующих принципах: равное количество слогов в стихотворной строке, с четким ударением в середине строки ,и на предпоследнем слоге в стихе. При этом рифмуются соседние строки. В России силлабическое стихосложение широко распространилось в XVII – первой половине XVIII века (С. Полоцкий, Д. Ростоцкий, В. Тредиаковский, А. Кантемир, Ф. Прокопович). […]...
- Силлабо-тоническое стихосложение определение Силлабо-тоническое стихосложение – система стихосложения, основанная на ритмическом чередовании сильных (ударных) слогов и слабых (безударных). Чередование ударных и безударных слогов называется метром, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов – стопой. Стопа, где на один ударный слог приходится один безударный, называется двусложной. Стопа, где на один ударный слог приходится два безударных, называется трехсложной. Двусложные размеры: ямб, […]...
- Стихотворство и драматургия XVII ( 17 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В начале XVII века возникает и в последней трети его получает широкое распространение стихотворство. Стихи тогда создавались по так называемой силлабической (слоговой) системе стихосложения (от греческого слова силлабе – слог). Силлабическое стихосложение имело три основных признака: в стихотворной строке соблюдается одинаковое число слогов (обычно 13 или 11, хотя могло быть и меньше – 7 и […]...
- Определение. Что такое Орфоэпия Орфоэпия (греч. orthoepeia, от orthos правильный и epos речь) – раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Понятие орфоэпии включает в себя как произношение отдельных звуков, в том числе и с учетом конкретных условий их реализации, так и звуковое оформление целых слов или высказываний. Например, для русского языка имеет большое значение место ударения, […]...
- Определение жанра былина Жанр: былина Старое, собственно народное название былины – старина, то есть повествование о давних событиях. Переходя из поколения в поколение, былины служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Исполнителей былин называли сказителями. Былинам присущ особый стих – размеренный и плавный, как правило, не имеющий рифмы. Ритм в них задается одинаковым количеством […]...
- Учебник стихосложения Примеры стихотворных размеров Ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге): трехстопный ямб: Я Вам пишу письмо, Чего ж мне написать?.. четырехстопный ямб: Я к Вам пишу, чего же боле, Что я могу еще сказать? пятистопный ямб: Я Вам пишу письмо, чего же боле, Хотя мне, право, нечего сказать… шестистопный ямб: Я Вам опять […]...
- Систематизация размеров стихосложения в трудах Тредиаковского Обычно поэзия тяготеет к гармонии и красоте, это естественно. Но время от времени появляются поэты, которые стремятся создать намеренно затрудненную стихотворную речь, усложненные образы, остановить внимание читателя странностью поэтического мира. Это “остранение” через дисгармонию мы встречаем постоянно – у Державина и Радищева, у Кюхельбекера и Некрасова, у Маяковского и Цветаевой….. И всякий раз приходится вспоминать, […]...
- Определение классицизма Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочинения греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей. Высокие жанры – […]...
- Определение Морфемика Морфемика (от греч. morphe форма) – раздел языкознания, изучающий особенности строения морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом, морфемную структуру слов и их форм. Предметом описательной морфемики является рассмотрение следующих вопросов: – фонологическая структура разных типов морфем; – различные морфонологические процессы, происходящие на стыках морфем, или морфемных швах; – правила сочетаемости […]...
- Определение Панегирик Панегирик (греч. panegyrikas (lygos) – хвалебная речь на всенародном торжественном собрании), энкомий (греч. enkomion – восхваление) – похвальное слово. Жанр, противоположный панегирику, – инвектива. Своим названием панегирик обязан одной из речей древнегреческого публициста Исократа (IV в. до н.э.). Этот жанр был весьма популярен в Древней Греции и у народов Востока. Греки заимствовали у египтян традицию […]...
- Стихотворная речь Стихотворная речь – это особый тип речи, она выделяется среди остальных своей музыкальностью и ритмичностью. Ритм стихотворный – это упорядоченное чередование стихотворных строк, а внутри этих строк – ударных и безударных слогов. Ритм является основной особенностью стихотворной речи. Убедимся в этом, изменив порядок слов в строфе. Разобьем ее на слоги и расставим ударения: И пе/чаль/на, […]...
- Определение. Что такое Префикс Префикс (от лат. praefixus “прикрепленный впереди”), или приставка – аффикс, занимающий в слове место перед корневой морфемой и видоизменяющий лексическое и\или грамматическое значение слова. В русском языке представлено около 70 префиксов. Большинство исконно русских префиксов произошло от предлогов (от, с, без) или частиц (не, ни) и совпадает с ними как по форме, так и по […]...
- Определение Стансы Стансы (франц. stance, от итал. stanza, буквально – помещение, комната, обстановка) – небольшое стихотворение медитативного или (реже) любовного содержания, состоящее из композиционно замкнутых строф (каждая строфа содержит законченную мысль и представляет собой синтаксический период) [14]. Родиной стансов является Италия (А. Полициано “Стансы на турнир”), затем данный жанр был широко распространен в английской литературе (П. Рон- […]...
- Определение. Что такое Фонетический разбор Фонетический разбор – анализ звучания слова или сочетания слов, который предполагает определение звукового состава слова, артикуляционных и акустических характеристик отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова (звуков) и написания слова (букв). Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме: 1. Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить ударение. 2. В […]...
- Определение Слово Слово – это основная самостоятельная единица языка, представляющая собой сочетание звуков, с которым связано определенное значение, и служащая для именования различных объектов неязыковой действительности. Понятие слова является центральным для самых разных лингвистических дисциплин: – фонетика исследует фонетический состав слова; – морфемика занимается изучением морфемной структуры слова и выделяет внутри него такие его части, как корень, […]...
- Определение. Что такое Интерфикс Интерфикс (от лат. inter “между” и fixus “укрепленный”) – это морфема, служащая для образования новых слов, – как сложных, так и производных. Она соединяет либо два корня, либо корень и суффикс, но сама при этом не имеет ни лексического, ни грамматического значения. Наиболее распространенные интерфиксы в русском языке – это – е – и – […]...
- Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, белый стих Размер – схема чередования ударного и безударного слогов. Силлабо-тоническое стихосложение знает пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Хорей – стопа (сочетание ударного и безударного слогов), состоящая из двух слогов, где первый слог – ударный, второй – безударный. В небе тают облака, И, лучистая […]...
- Определение. Что такое Орфография Орфография (греч. orthographia, от orthos правильный и grapho пишу) – раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания и предписывающий выбор какого-то одного из вариантов написания, разрешенных графикой. Центральный раздел орфографии устанавливает свод правил и принципов обозначения звуков речи буквами на письме. В современной русской орфографии используется несколько принципов: морфологический, фонетический и традиционный. Другие разделы орфографии […]...
- Что такое Басня? Определение Басня – краткий нравоучительный рассказ (часто в стихах) в иносказательной форме, с определенной моралью, которая дана в начале или в финале. Как литературный жанр басня близка к притче и апологу, в баснях часто встречаются аллегории, олицетворения, образный параллелизм, диалоги, в основе композиции зачастую лежит прием антитезы. Героями басни являются люди, животные, растения, вещи. Это древнейший […]...
- Определение. Что такое Словообразовательный тип Словообразовательный тип – это абстрактный образец, по которому строятся новые слова в данном языке. Слова, относящиеся к одному словообразовательному типу, характеризуются следующими признаками: – принадлежностью к одной и той же части речи производящего слова; – наличием одного и того же – как в формальном, так и семантическом отношении – словообразующего показателя; – наличием одного и […]...
- Определение. Что такое Нулевой аффикс Нулевой аффикс – материально не выраженный показатель грамматического или словообразовательного значения, который выделяется в слове при наличии определенных условий. Если речь идет о нулевой флексии (т. е. словоизменительном нулевом аффиксе), то в школьной традиции обычно ограничиваются только одним критерием – наличием в других формах этого же слова флексий, выраженных материально. Таким образом, нулевое окончание в […]...
- Мелодрама определение Мелодрама (греч. melos – “песня, мелодия” и drama – “действие”) – драматический жанр, зародившийся внутри жанра трагедии и вобравший в себя также комедийные элементы. Характерные свойства: камерность, рассмотрение вечных проблем в рамках частной жизни, наличие острой, запутанной интриги, наличие морально-дидактического элемента, эмоциональная насыщенность, резкий контраст добра и зла, однозначность нравственных оценок, использование возвышенного стиля в […]...
- Определение сатиры Сатира (лат. satira, от более раннего satura (сатура) – смесь, всякая всячина) – вид комического, резко высмеивающий человеческие или общественные пороки. Первоначально сатира представляла собой стихотворение, в котором была заключена насмешка над каким-либо лицом или событием. Как жанр сатира возникла в римской литературе (Гораций, Луци- лий Гай, Ювенал). Однако затем сатира утратила свою жанровую определенность, […]...
- Определение. Что такое Сращение Сращение – образование нового слова за счет объединения в единое целое словосочетания, обычно употребляемого именно в таком виде. Это лексико-синтаксический способ словообразования. Синтаксическая связь слов, входящих в это сочетание, их морфемный состав и семантика словосочетания полностью сохраняются в производном слове. Так, например, в истории русского языка появились некоторые очень употребительные наречия: сегодня, сейчас, тотчас, наконец, […]...
- Определение. Что такое Аффикс Аффикс (от лат. affixus “прикрепленный”) – общее название для всех некорневых морфем, добавляющихся к корню и выражающих дополнительные значения. По выражаемому ими значению, или по своей функции в слове, аффиксы делятся на словообразовательные (или словообразующие) и словоизменительные (или формообразующие). Словообразовательные аффиксы вносят дополнительные оттенки в лексическое значение слова и образуют новые слова, как, например, суффикс […]...
- Определение былин Былины – это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. В своем первоначальном виде былины оформились и развились в период ранней русской государственности (в Киевской Руси), выразив национальное сознание восточных славян. Былины художественно обобщили историческую действительность XI-XVI вв., однако выросли они из архаичной эпической традиции, унаследовав от нее многие […]...
- Определение. Что такое Звук и буква в Алфавите Звук и буква: звук – единица звучащей речи, а буква – графический знак для обозначения звука речи на письме. Звуки произносятся и слышатся, а буквы пишутся и читаются. Звучащая речь – естественный способ существования языка, его материальное выражение, а письменность – искусственное, созданное человеком средство фиксации, записи звучащей речи при помощи графических знаков. Звуки есть […]...
- Виды строф в классической поэзии Четверостишия Четверостишие ( Катрен ) – наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки. Октавы Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих – с четвертым и шестым, седьмой стих – с восьмым. Схема октавы: Абабабвв В шесть лет он был ребенок […]...
- Определение. Инфинитив Инфинитив (от лат. infinitivus “неопределенный”) – неопределенная форма глагола, не имеющая категорий наклонения, времени, лица, числа и рода, характеризующаяся в русском языке только категориями вида, залога и переходности-непереходности. Итак, инфинитив содержит минимальную грамматическую информацию. Инфинитив – неличная форма глагола, потому что она обозначает действие, не указывая при этом на действующее лицо. Форма инфинитива имеет более […]...
- Определение. Что такое Транскрипция Транскрипция (от лат. transcriptio “переписывание”) – запись устной речи, которая строится на строгом соответствии между звуками языка и специальными обозначениями этих звуков. При этом транскрипция отражает особенности произношения звуков, позиционные изменения звуков в потоке речи. Фонетическая транскрипция позволяет более или менее точно зафиксировать на письме звучащую речь. Каждый знак фонетической транскрипции соответствует определенному звуку. Например, […]...