Описание картины В. Фельдмана “Родина”
Может ли быть у человека что-то дороже, ближе и роднее, чем родина? Можно ли представить себе солдата, не тоскующего по родному краю в чужой стране? Мыслимо ли, что человек, находящийся в долгой разлуке с местами своего рождения, детства, юности, не будет вспоминать родные, близкие сердцу пейзажи?
Картина, на которой изображен солдат, как к девушке, как к родному и близкому человеку прижавшийся к березке. Полотно могло бы иметь любое другое название, но названо “Родина”. Случайно ли это?
Что хотел подчеркнуть этим названием художник?
Сюжет
Простой русский парень, только что вернувшийся с фронта, одет в серую солдатскую шинель, на плечах – военный вещевой мешок. Русые волосы треплет ветер, а на лице застыло странное выражение. В глазах его можно прочитать радость и грусть, боль и восторг
Радость – вернулся домой, остался жив, смог, дошел; грусть – живы ли родные, здоровы ли они? как там друзья, с которыми еще недавно шел в бой, с которыми делил простые радости и невзгоды фронтовой, казарменной жизни?
Композиция предельно проста. Плана только два – передний, на котором изображен солдат, и задний – фоновый. Центр композиции – солдат, прижавшийся к березке, – несколько сдвинут влево, однако равновесие картины тем самым не нарушено: на правом плане располагается второй по значению смысловой сюжет картины – поле и домики. Полотно поделено горизонтом приблизительно на две равные контрастные по цвету части.
Верхняя часть – безрадостное, по-зимнему низкое, затянутое облаками небо. Нижняя часть холста – рыжая высохшая трава. Казалось бы, такое четкое разделение должно утяжелять работу, но этого не происходит.
Светлые силуэты голых, без листьев берез, устремленные к небу, украшают пейзаж, голубовато-белые стволы разбавляют не слишком яркие и радостные краски полотна.
Картину нельзя назвать слишком яркой, палитру художника – насыщенной, это было бы неправильно. Преобладают несколько затемненные цвета – грязновато-желтый тон осенней травы, серо-голубой оттенок неба, серо-зеленая шинель солдата. Несколько выделяющихся пятен – выделяющихся не за счет яркости красок, а из-за их насыщенности, из-за глубины цвета. Рыжая крыша одного из домиков, фиолетовые ставни другого.
Теплый коричневый цвет стен избушек. Немного сероватой зелени полей и темно-синяя полоса на горизонте. Картина передает настроение хмурого, неяркого, прохладного дня.
Только глаза солдата светятся тоской и радостью, да натруженные, уставшие руки обнимают шершавый древесный ствол…
Несколько слов необходимо сказать о выборе эпиграфа. Он не случаен, а закономерен и словно переплетается с настроением картины. Герой полотна, всматривающийся вдаль, в сторону своей родной деревни, полей и лесов, напоминает лирического героя стихотворения:
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Также как и герой стихотворения, солдат на картине любит свою родину такой, какая она есть. Пусть небросок пейзаж, нерадостно низкое холодное небо и тонкие красавицы березы не звенят на ветру своими листьями. Пусть неярки краски, среди которых преобладает серый, пусть дома-хатки небогаты – эти картины с детства знакомы и любимы как стихотворному персонажу, так и солдату.
Да и нельзя не любить их, несмотря на блеклость и неяркость, ведь это – Родина!
Глоссарий:
– сочинение по картине родина фельдмана
– описание картины Фельдмана Родина
– описание картины родина
– описание картины В Фельдмана Родина
– Описание картины родина фельдман