Описание картины “Приезд гувернантки в купеческий дом”
Василий Григорьевич Перов – русский живописец, рисовальщик, мастер бытовой живописи, портретист, исторический живописец. Родился художник в г. Тобольске. Он был внебрачным сыном барона Григория Карловича Криденера, занимавшего должность губернского прокурора, поэтому первые годы жизни он носил фамилию своего крестного отца Васильева, а позднее, за свое пристрастие к чистописанию, получил фамилию Перов.
Спустя год после рождения сына семья Кридинеров переехала в Архангельск, а позднее обосновалась в Арзамасском уезде. Художественное
Уже первые жанровые картины Перова продемонстрировали его причастность к “идеям гуманности и улучшения человеческой жизни”. Ранние произведения Перова были проникнуты анекдотически “обличительным” настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство (“Сельский крестный ход на Пасхе”, “Проповедь в селе”, “Чаепитие в Мытищах”). Мастер тщательно выписывал характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному
Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабло, сменилось драматической экспрессией либо добродушным юмором. Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры (“А.
Н. Островский”, “В. И. Даль”, “М. П. Погодин”).
Его портрет Ф. М. Достоевского считается лучшим живописным изображением писателя.
“Приезд гувернантки в купеческий дом”
Картина “Приезд гувернантки в купеческий дом” рисует тяжелое положение людей, вынужденных путем наемной работы становиться в унизительное положение. В 1860-е годы Россия превращалась в капиталистическую страну, и новый хозяин жизни – купец, фабрикант, разбогатевший крестьянин – становился рядом с прежним хозяином помещиком, стремясь захватить свою долю власти над угнетенным народом.
В 1865 году в поисках натуры для задуманного произведения художник отправился на ярмарку, куда ежегодно съезжались купцы со всех городов. Здесь В. Перов пристально всматривался в облик новых властителей жизни. И через год на выставке в Академии художеств появилась его картина “Приезд гувернантки в купеческий дом”, за которую он получил звание академика.
Все в этой картине выглядит необычно: чистая, светлая комната с кружевными портьерами, золотые звездочки на обоях, гирлянды зелени, полированная мебель, портрет одного из представителей рода. Но у зрителя сразу же возникает ощущение, что это всего лишь декорация, а истинная жизнь дома напоминает о себе темными проемами дверей и сгрудившимися в них людьми. В центре общего внимания – молодая девушка, одетая скромно, но со вкусом. В руках у нее ридикюль, и она вынимает из него аттестат на звание домашней учительницы.
Ее стройная, чуть склоненная фигура, обрисованный тонкой линией изящный профиль нежного лица – все находится в разительном контрасте с очертаниями приземистых фигур купеческого семейства, на лицах которых отразились и любопытство, и удивление, и подозрительная недоброжелательность, и цинично-самодовольная усмешка. Вся купеческая семья высыпала навстречу бедной гувернантке. “Сам” так торопился встретиться с будущей воспитательницей своих чад, что даже не потрудился одеться по приличнее: как был в домашнем малиновом халате, так и вышел в переднюю. Широко расставив ноги, тучный хозяин нагло рассматривает девушку – как товар, добротность которого он желает определить. Что за тип купеческий сынок, нетрудно догадаться по его развязной позе и наглому выражению лица.
Цинично разглядывает воспитательницу этот будущий “трактирный кутила”. За спиной купца столпились его жена и дочери.
Тучная купчиха высокомерно и враждебно смотрит на юную гувернантку, а купеческие дочки посматривают на молодую девушку с каким-то бессмысленным испугом. Тяжело придется в этом семействе интеллигентной, образованной девушке, и немного нужно прозорливости зрителю, чтобы догадаться: промаявшись какое-то время с купеческими чадами, сбежит она от них, куда глаза глядят.
Унижение человеческого достоинства, столкновение душевной тонкости и сытого мещанства, попытка купца “склонить гордость” раскрываются у В. Перова с такой полнотой сочувствия и презрения, что и сегодня, спустя много лет, мы принимаем все близко к сердцу, как и первые зрители картины.