“Онегин как тип русского скитальца, беспокойного мечтателя на всю жизнь” (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

В своем романе “Евгений Онегин” Пушкин нашел новый тип проблемного героя – “героя времени”. Достоевский же сказал про Онегина, что это “тип русского скитальца, беспокойного мечтателя на всю жизнь”. Эти слова, на мой взгляд, передают всю “русскость” характера героя, которая и определила судьбу Онегина.

Его характер, взаимоотношения с людьми определяют обстоятельства современной действительности, незаурядные личные качества и круг “вечных”, общечеловеческих проблем, с которыми он сталкивается.
Личность

Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В подробной предыстории (глава первая) Пушкин отметил основные факторы, обусловившие его характер. Это принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт “однообразной и пестрой” жизни в течение восьми лет.
Жизнь “свободного” дворянина, не обремененного службой, – суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, – укладывается в один утомительно длинный день. Онегин в ранней юности – “забав и роскоши дитя”, “добрый малый, Как вы да я, как целый
свет”.
На этом этапе своей жизни Онегин – человек по-своему оригинальный, остроумный, “ученый малый”, но все же вполне обычный, покорно следующий за светской “чинною толпой”. Единственное, в чем Онегин “истинный был гений”, что “знал он тверже всех наук”, была “наука страсти нежной”: “искусство” любить не любя, имитировать чувства и страсти, оставаясь холодным и расчетливым.
Но характер и жизнь Онегина показаны в движении, развитии. Уже в первой главе мы видим переломный момент в его судьбе: он смог отказаться от шаблонов светского поведения, от шумного, но внутренне пустого “обряда жизни”. Пушкин показал, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность.
Затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом в первой главе и с обществом деревенских помещиков во второй-шестой главах – только на первый взгляд кажется “причудой”. На самом деле, это новый этап жизни героя. Пушкин подчеркивает, что онегинская “неподражательная странность” – своеобразный протест против социальных и духовных догм, подавляющих в человеке личность, лишающих его права быть самим собой.

Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, пытается писать, общается с немногими близкими по духу людьми (среди них – Автор и Ленский). В деревне он даже попытался “порядок новый учредить”, заменив барщину “оброком легким”.
Пушкин не упрощает своего героя. Поиск новых жизненных истин растянулся на долгие годы и остался незавершенным. Очевиден внутренний драматизм этого процесса: Онегин мучительно освобождается от груза старых представлений о жизни и людях, но прошлое не отпускает его.

Кажется, что Онегин – полноправный хозяин собственной жизни. Но это только иллюзия. В Петербурге и в деревне ему одинаково скучно – он так и не может преодолеть в себе душевную лень, холодный скепсис, демонизм, зависимость от “общественного мненья”.
Мы видим, что герой совсем не жертва общества и обстоятельств. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. От его решимости, воли, веры в людей зависят его поступки.

Однако, отказавшись от светской суеты, Онегин стал не деятелем, а созерцателем. Лихорадочная погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями. Два испытания, которые ожидали его в деревне, – испытание любовью и испытание дружбой – показали, что внешняя свобода не влечет за собой освобождения от ложных предрассудков и мнений.
В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. Он сумел увидеть во “влюбленной деве” подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Нельзя упрекать героя за то, что он не ответил на любовь Татьяны: сердцу, как известно, не прикажешь.

Но дело в том, что Онегин послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка. Еще в первой главе Автор отметил в Онегине “резкий, охлажденный ум” и неспособность к сильным чувствам. Онегин – холодный, рассудочный человек.

Эта душевная “несостыковка” и стала причиной драмы несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь и не способен полюбить. Смысл любви исчерпывается для него “наукой страсти нежной” или “домашним кругом”, ограничивающим свободу человека.
Испытания дружбой Онегин также не выдержал. И в этом случае причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Недаром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает: “Он мог бы чувства обнаружить, / А не щетиниться, как зверь”.
И на именинах Татьяны, и перед дуэлью Онегин показал себя “мячиком предрассуждений”, глухим и к голосу собственного сердца, и к чувствам Ленского. Его поведение на именинах – обычная “светская злость”, а дуэль – следствие равнодушия и боязни злоязычия “старого дуэлиста” Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин не заметил, как стал пленником своего старого кумира – “общественного мненья”.
После убийства Ленского Онегиным овладела “тоска сердечных угрызений”. Только трагедия смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств.
В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего, холодного и рассудочного человека – он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви (и этим очень напоминает Ленского).

Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь.
Своеобразным объяснением психологического состояния влюбленного Онегина, его неизбежной любовной драмы является авторское отступление “Любви все возрасты покорны. Как и прежде, на первом плане в характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь уже разум был побежден – Онегин любит, “ума не внемля строгим пеням”.

Он “чуть с ума не своротил / Или не сделался поэтом”, – не без иронии замечает Автор.
В восьмой главе нет итогов духовного развития героя, поверившего в любовь и счастье. Онегин не достиг желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между чувством и разумом. Пушкин оставляет его характер открытым, незавершенным, подчеркнув саму способность Онегина к резкой смене ценностных ориентиров и готовность к действию, к поступку.

Именно поэтому, на мой взгляд, так верна характеристика, данная Онегину Ф. М. Достоевским: “тип русского скитальца, беспокойного мечтателя на всю жизнь”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Онегин как тип русского скитальца, беспокойного мечтателя на всю жизнь” (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)